В собрании МРОКМ имени И.Д. Воронина хранятся картины, документы, фото, газеты, книги, связанные с жизнью и творчеством Ф.В. Сычкова. Самый ранний экспонат это несколько номеров газеты «Пензенские губернские ведомости» за 1896 г., в ней печатали статьи о хозяйственной и культурной жизни губернии, правительственные постановления, новости и рекламу. В музее сохранились № 152 – 155, вышедшие в июле.
Уникальной оказалась газета от 17 июля 1896 г. В колонке «Местные известия», среди других новостей, напечатана небольшая заметка о биографии и творчестве Ф.В. Сычкова, вероятно, написанная с его слов. Это самая первая, известная на сегодняшний день, публикация о художнике. Из ранних фотографий, хранящихся в фондах музея, наиболее интересны два оригинала.
Первый – это портрет Ф.В. Сычкова 1890-х гг. (небольшое по размеру фото), который назывался «визиткой» и прикреплялся красной сургучной печатью к официальному документу об окончании учебного заведения, с обязательным указанием внизу фото, фамилии, имени, отчества и социального происхождения изображенного лица. Вероятно, один из экземпляров этой фотографии и был на свидетельстве Ф.В. Сычкова об окончании Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств. Второе оригинальное фото было сделано в Риме в 1908 г., когда супруги Сычковы путешествовали. Брак Федота Васильевича Сычкова с Лидией Васильевной был заключен 7 февраля 1903 г. в Симеоновской церкви на ул. Моховой (в Москве), венчание было назначено на семь часов вечера, затем гостей приглашали к обеденному столу и на бал в кухмистерскую Николаева на ул. Николаевской. Все эти сведения сохранило для нас изысканное приглашение на свадьбу, напечатанное в типографии от имени Евдокии Филипповны Анкудиновой и Ф.В. Сычкова. Лицевая сторона украшена розетками с инициалами «Л» и «Ф» (фита).
В фондах музея хранится также свадебный костюм-тройка художника, выполненный из английского сукна с пуговицами из шелка ручной работы. Экспонаты передала Лидия Васильевна Сычкова в январе 1961 г., позднее она передала в фонды музея более 50 фотокопий из семейного архива. После смерти жены художника в музей поступил французский фарфоровый сервиз начала XX в., бывший частью приданного Л.В. Сычковой.
К сожалению, до 1970-х гг. сохранились лишь отдельные предметы: кофейник, молочник, чайник и тарелки. Художник часто использовал эту посуду в своих натюрмортах. В музее хранятся и другие личные вещи Ф.В. Сычкова: дорожный баул, книги из его библиотеки, подшивки журнала «Нива» за 1910 и 1916 гг. Интересны отдельные номера за 1911 г. и 1913 г. с репродукциями и описанием картин «В избе» и «Трудный переход».
В фондах сохранились также вырезки из журнала с репродукциями работ художника, местонахождение которых до настоящего времени неизвестно это «Сиротка», «Деревенская девушка», «Жатва», «Мяльщицы льна» и др.
Более полно представить творчество мастера в начале ХХ в. помогают открытки с фоторепродукциями картин Ф.В. Сычкова Санкт-Петербургского издания «Ришар». В тексте на обороте открытки с изображением «Акульки», отправленной в апреле 1926 г. из Хельсинки в Брюссель, после традиционного поздравления с Пасхой, сделана трогательная приписка: «Посылаю тебе настоящую русскую головку, и, по-моему, она лучше английских».
Важным этапом в судьбе художника стал февраль 1937 г., когда на открытие Второй республиканской выставки в г. Саранск приехала большая делегация из Ленинграда, во главе с директором Всероссийской Академии художеств И.И. Бродским. В шести залах музыкально-драматического училища демонстрировалось около 350 работ 46 участников – местных художников и любителей. Первые отзывы о выставке были опубликованы в газете «Красная Мордовия» от 6 февраля, которая хранится в фондах музея в годовой подшивке. На странице помещены репродукции картин Ф.В. Сычкова «Подружки» и «Жить стало лучше, жить стало веселее», статья о его полотнах вышла под заголовком «Художник радости», здесь же помещены восторженные отзывы из книги посетителей. Рядом опубликованы две заметки Ф.В. Сычкова «Нужен художественный техникум» и аналогичное мнение И. С. Горюшкина-Сорокопудова «Помочь мастерам кисти». В последующих номерах газеты опубликованы тезисы речи И.И. Бродского с анализом выставочных работ художников. В заключении находится характеристика творчества Ф.В. Сычкова: «Я знаю этого талантливого художника лет тридцать. Он идет вперед, его картины выглядят все лучше и лучше… «Мордовка-отличница», «Отдых в мордовской деревне» и другие – на эти картины приятно смотреть, в них много настоящей радости, они вдохновляют человека, вызывают хорошие чувства, дают людям бодрость. Этому мастерству надо учиться другим художникам Мордовии». Как вспоминал сам Ф.В. Сычков о выставке: «Тогда я дал из лучших своих произведений семь картин, которые потом были приобретены музеем г. Саранска».
Впервые картины Ф.В. Сычкова купили для местного музея именно благодаря республиканской выставке и отзывам И.И. Бродского. В фондах музея хранится акт от 13 февраля 1937 года: «Художник Ф.В. Сычков продает Республиканскому музею свои картины в количестве 7 экспонатов: «Школьница - отличница», «Отдых в деревне», «Подружки», «Этюд-Разлив», «Этюд-Мокшанка», «На солнце», «Колхозный базар» на общую сумму 15 000 рублей». 9 марта 1937 г. Ф.В. Сычкову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств МАССР».
В документальном фонде музея хранится двадцать шесть писем Ф.В. Сычкову от И.С. Горюшкина-Сорокопудова 1930 – 1940-х гг. По содержанию этих писем мы узнаем, что художники внимательно следили за успехами друг друга, часто приезжали в гости, вместе ходили на этюды, беседовали об искусстве. И.С. Горюшкин-Сорокопудов также сообщал о работе в училище, о тяжелых военных годах.
В марте 1945 г. правительство Мордовии принимает постановление о праздновании 75-летия со дня рождения Ф. В. Сычкова и 50-летия его творческой деятельности. В связи с этим событием был запланирован ряд мероприятий, в том числе творческий вечер и персональная выставка картин. В июне в летнем театре парка состоялся вечер-чествование заслуженного деятеля искусств МАССР Ф.В. Сычкова. В программе было три пункта: доклад о жизни и творческой деятельности Ф.В. Сычкова, приветствия от партийных, советских и творческих организаций и художественная часть. В краеведческом музее перед выставкой был сделан большой ремонт: побелили здание внутри и снаружи, поставили ограду. Художник М.И. Нефедов оформил фасад здания: над входом появились рельефные композиции - щит, шлем, меч, а центральный вход был оформлен мордовским орнаментом. В типографии «Красный Октябрь» тиражом 50 экземпляров отпечатали афишу, которая сообщала, что 2 августа 1945 г. в здании Республиканского краеведческого музея открывается выставка картин заслуженного деятеля искусств МАССР художника Ф.В. Сычкова. Федот Васильевич обсуждал предстоящую экспозицию с сотрудником музея и художником Д.Д. Ануфриевым. Музейные работники выезжали в Кочелаево за картинами, привозили их без рам, свернутыми в рулон, и заканчивали их оформление в выставочных залах.
В настоящее время в музее хранится восемь работ Ф.В. Сычкова. Это ранние эскизы «Катание с гор» (1904 г.), «Вечер» (1912 г.), «Собираются в гости» (1916 г.) и этюды «Старый дом» (1893 г.), «Возвращение с ярмарки» (1910 г.). Типичный для художника деревенский вид запечатлен на картине «У колодца» (1925 г.). Из более поздних работ мастера в фондах находятся авторское повторение картины «Подружки» (1953 г.) и акварельный портрет темниковского краеведа А.А. Чернухина (1958 г.), который является одной из последних, или, возможно, самой последней работой (?) замечательного художника.
В фондах МРОКМ хранится значительное количество других материалов, связанных с жизнью и творчеством художника. На выставке «Палитра жизни Ф.В. Сычкова», посвященной 145-летию художника было представлено около 100 экспонатов. С 2018 г. в новом здании музея документы фото и личные вещи художника представлены в постоянной экспозиции.
С.А. Телина, зав. историческим отделом
Указ Главы Республики Мордовия №308-УГ