Ставни двустворчатые с долбленой (плоскорельефной) резьбой (мордва-эрзя)
Дата создания: 1913-1914 гг.
Техника: Плотницкая работа
Размеры: 121х35 см, 122х 36 см
Ставни в количестве двух единиц с идентичной резьбой. Прямоугольные доски толщиной 3,2 см со срезанным наискось верхним краем. Лицевая сторона орнаментирована в технике барельефной резьбы. На резьбе фрагментарно сохранено красочное покрытие: коричневое и белое. Нижние края досок обрамлены накладными рейками шириной 4-3,5 см.
Деревянные ставни на окна появились задолго до повсеместного внедрения оконного стекла. Они служили для защиты от холода, ветра и дождей, палящих лучей солнца, от лихих людей. Для украшения дома изготавливались резные ставни.
Ставни из села Сорлиней являются прекрасным образчиком внешнего оформления сельского дома начала XX в. Не слишком искушенный в сложной технике глухой резьбы, мастер выбирал фон вокруг узора по имеющемуся у него шаблону. Он расположил композицию симметрично вертикальной оси доски. Нижнюю ее треть занимает солярный знак – окружность с вписанной многолепестковой розеткой и восьмиконечной пальметой. От него поднимаются две изогнуты ветви с отростками, которые, смыкаясь, образуют в верхней трети ставни ажурную композицию из симметричных завитков. Рельефные элементы мастер, избавляясь от монотонности, оживил приемами традиционной для мордвы плосковыемчатой резьбы (очевидно, более ему знакомой): ногтевидные насечки на всем протяжении ветвей, по окружности солярного знака лишают их однообразия и создают дополнительную игру света и тени.
Дополнительную декоративность ставням придает полихромная окраска, не характерная для эрзянского жилища. На выступающих частях рельефа сохранились следы белой, желтой и коричневой краски.
Резные украшения на наличниках, фризах, фронтонах эрзянских жилищ были распространены повсеместно на территории Алатырского, Ардатовского уездов Симбирской губернии. Барельефная резьба (часто ее называют корабельной) является национальной мордовской техникой. Она характерна для нижегородского Заволжья и пришла сюда с резчиками различных национальностей, работавших на волжском судостроении. Основную роль в создании глухой корабельной резьбы играли русские плотники: в русских районах Нижегородской губернии она возникла в начале XIX в. В приалатырских и присурских районах мордовского края барельефная резьба была распространена в 1840 – 1880-х гг. (на многих домах изображение даты является как бы частью орнамента). Барельефные украшения чаще всего встречаются на фризах и наличниках. В узорах преобладают растительные мотивы. Рельефные изображения наносились на толстые сосновые доски методом выборки фона.
Большое внимание резчики уделяли наличникам окон и особенно старались показать свое мастерство при отделке двустворчатых ставней. Глухая резьба для этого была наиболее предпочтительной, так как при такой отделке ставни не утрачивали практическое значение и, в то же время, становились украшением окна.
Мотивы глухой резьбы повсеместно однотипны, что свидетельствует о применении трафарета. Орнамент барельефной резьбы на эрзянских жилищах был в основном тот же, что на территории Нижегородской и Симбирской губерний и Среднего Поволжья в целом. Вместе с этим, наряду с общими чертами в украшениях мордовских жилищ, присутствует проявление собственного творчества.
С 1920 – 30-х гг. барельефная резьба стала повсеместно вытесняться пропиловочной, которая быстро получила повсеместное распространение. Пропиловка является более легкой техникой по сравнению с врезными работами и барельефной резьбой. Главное же ее достоинство – быстрота выполнения.