Донце составной прялки (мордва-эрзя)
Дата создания: Конец XIX в.
Техника: Плотницкая работа
Размеры: 10х80х21,5 см
Донце цельное, вырезано из липы. Доска для сиденья прямоугольной формы, с закругленными к ножке краями. Вся поверхность доски покрыта геометрическим орнаментом, выполненным в технике плоско-выемчатой резьбы. Копылок прялки усеченно-четырехгранной формы со сквозной прорезью для фиксации гребня. Боковые стороны копылка покрыты резным орнаментом. На резьбе сохранились следы коричневой краски
Донце «пакарь мукоро» (э.) – часть составной прялки. Липовая доска прямоугольной формы, с закругленными к ножке краями и выпиленной площадкой для крепления ножки. Вся поверхность доски покрыта геометрическим орнаментом в технике плоско-выемчатой резьбы. К доске при помощи гвоздей прикреплена ножка прялки четырехгранной формы с усеченно-прямоугольной площадкой и прорезью для фиксации гребня.
Прядение нитей из шерсти и растительного волокна требовало специальных приспособлений, древнейшие из которых – прялка и веретено. Наиболее архаичные прялки делались из комля дерева, и в качестве стойки служил срез корня – «копыл». Отсюда возвышение, наращенное на донце над отверстием, куда вставляется гребень, до сих пор носит название «копыл», «копылок». Позже появились прялки составные, из доски для сидения (донца) с отверстием для крепления гребня с куделью. С течением времени донца стали настоящим произведением декоративно-прикладного искусства. Производство донцев как промысла начинается во второй половине XVIII столетия вместе с повышением спроса на пеньку, на пряжу, на холст. Нижегородские донца (донья) известны своеобразием формы и характером орнамента: они широкие, лопатообразные с полукруглым обрезом на передней части и с фигурно вырезанным гнездом для гребня.
В мордовских селах нижегородчины мастера переняли у соседей форму донца, но украшали его в соответствии с собственными традициями. У мордовского народа была распространена плоско-выемчатая (врезная) резьба по дереву. Она является наиболее архаичным способом нанесения на дерево различных сочетаний линий (контурных, трехгранно-выемчатых, скобчатых) для создания орнамента. Техника эта известна с древних времён, но из-за недолговечности материала сохранилось небольшое количество памятников, самые ранние из которых можно отнести к концу XVIII в. Резной орнамент наносился на такие предметы утвари как сундуки для приданого, ткацкие станы, донца прялок.
Мордовские резчики умело использовали приемы геометрической резьбы: их орнаменты отличаются необычной игрой светотени, украшающей изделие, и дают большой простор фантазии мастера, позволяя ему самому разрабатывать и воплощать различные узоры, и композиции.