Праздничный мужской костюм (мордва-эрзя восточной группы)
Дата создания: Начало XX в.
Техника: Ткачество, шитье, вышивка, низание, плетение
Мордовская свадьба – одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием. Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха. Всем участникам свадьбы приходится входить в образный мир народной поэзии, что требует специальной подготовки, выучки. Невеста в течение нескольких вечеров причитает, прощается с родным домом, укоряет родителей, «продающих» ее «в рабство».
Заключение браков традиционно являлось делом родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки. По возрасту невесты бывали иногда старше своих женихов.
Мордовскую традиционную свадьбу можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имел строгую очередность. Начинался свадебный цикл со сватовства – ладяма (м.), ладямо (э.). Во время него договаривались о расходах на свадьбу, о количестве приданого и т.д. В качестве приданого родители обычно давали дочери одежду, а также по молодой матке от каждой породы скота.
Центральным этапом цикла была свадьба в доме жениха. Утром в день свадьбы родственницы жениха в доме его родителей пекли свадебные пироги, их насчитывалось от 5 до 9 штук. Каждый пирог имел свое название и назначение. Самый большой и важный из пирогов лукш (м.), лувонь кши (э.) состоял из 12 слоев начинки – творога, каши и яичницы. Корку пирога украшали фигурки птиц и сосновая ветка, символ мирового древа.
Из дома жениха за невестой выезжал «свадебный поезд», причем число участников обязательно должно было быть нечётным. Главную роль в свадебном поезде играла сваха (кудава). Ею не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым лицом по почету и важности являлся дружка уредев. Его обязанность – охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом.
Когда поезд подъезжал к дому невесты, двери в дом закрывались и начинался выкуп. После благополучного выкупа родители невесты благословляли молодых, и свадебный поезд вез их в церковь на венчание.
Затем все отправлялись в дом к жениху, где новобрачных встречали хлебом-солью и обсыпали хмелем. Начиналось свадебное застолье. Празднование проходило на протяжении трех дней.
В традиционной мордовской свадьбе жених не играл активной роли: в доме невесты он делал только то, что велели ему сваха и уредев. В ряде мест он даже не ездил за невестой. Первая встреча и знакомство молодых часто происходила в церкви во время венчания.
Традиции мордовской свадьбы на протяжении XX в. претерпели сильные изменения. Со временем одни обряды утрачивали свой первоначальный смысл и исполнялись лишь по традиции, другие получали новое осмысление, третьи приобретали шуточный, игровой характер. В современной мордовской свадьбе многие обряды уже не соблюдаются. Свадебный ритуал значительно упростился, а выбор спутника жизни стал делом молодежи.