Подвенечный костюм (мордва-эрзя заволжской группы)
Дата создания: Кон. XIX в.
Техника: Ткачество, вышивка, шитье, низание, плетение
Регион расселения мордвы в левобережье Волги охватывает значительную территорию, простираясь широкой полосой от устья Камы до Самарской луки к предгорьям Урала. В эту зону входят Мелекесский, Ново-Малыклинский, Чердаклинский районы Ульяновской области, Лениногорский, Черемшанский, Чистопольский районы Татарстана, Исаклинский, Клявлинский, Кошкинский, Похвистневский, Челно-Вершинский, Шенталинский и некоторые другие районы Самарской области, Абдулинский, Бугурусланский, Бузулукский, Северный районы Оренбургской области, Аургазинский, Ермикеевский, Стерлитамакский районы Башкортостана.
В прошлом эти земли входили в состав Бугульминского, Бугурусланского, Бузулукского, Самарского, Ставропольского уездов Самарской губернии, Чистопольского уезда Казанской губернии, Белебеевского, Стерлитамакского уезда Уфимской губернии.
Мордовские поселенцы были одними из первых, кто осваивал левобережье Волги, поэтому выбор места для основания сел в удобном расположении был свободен. Первые мордовские села, возникшие в Заволжье в XVII веке, находились в бассейнах рек Сок и Большой Черемшан. Условия жизни в новой местности были во многом похожи на характер природы и географии родных земель, поэтому переселенцы не изменили род своих занятий и остались привержены земледелию, животноводству, лесным и речным промыслам. Ближе к Волге поселилась нижегородская мордва, группы мордовских переселенцев из Симбирской и Пензенской губерний, а позднее — из Саратовской продвинулись в глубь Самарской земли.
Народный костюм мордвы Заволжского региона, развиваясь в относительной изоляции, сохранил вплоть до начала XX века многие архаичные черты. Девичий и женский наряд заволжского комплекса отличался благородством. Гармоничный пластический образ, полный женственности и своеобразной грации, создавался в стремлении избегать перегрузки в деталях и их отделке. Силуэт одежды, носимой почти без напуска, отличался чистотой линий, строгие формы съемных украшений, плотно повязанный кушак, вертикали вышивок подчеркнуто выявляли красоту форм женской фигуры.
Устойчивые понятия о соразмерности всех элементов сохранялись вплоть до 1920 – 1940-х гг. Главенствующей в декоре одежды на протяжении всей истории ее бытования оставалась вышивка. В состав декора деликатно вводились бисер, блестки, золотная нить. Вместе с тем на костюме ряда районов усилившиеся в конце XIX – начале XX века контакты с русским населением не могли не сказаться. Это выразилось в использовании русского типа головного убора, напоминавшего повойник, короткой кожаной обуви – котов, носившихся с белыми шерстяными чулками, в применении в качестве верхней одежды кофт из сатина. В отдельных группах сел мордовский костюм полностью был заменен русским, типичным для соседей, в прошлом переселенцев из Тамбовской, Курской, Смоленской губерний.