Середина XVIII века Дерево, левкас, темпера, металлический оклад с серебрением 32 х 26 х 2,6 см. КП 6139/1 и 6139/2 (оклад) Поступила в музей в 1987 году Приобретена у жителя г. Саранска Реставрирована в В/О «Союзреставрация» Министерства культуры СССР, СНРПМ, уч. №2 с 19.11.1987 г. по 22.09.1989 г. В.В. Казинцевой
Празднование памяти святой великомученицы Екатерины совершается 24 ноября (7 декабря нового стиля). Святая Екатерина родилась в Александрии во второй половине третьего столетия. Она происходила из знатного рода и отличалась умом, прекрасным образованием и красотой. Многие богатые и знатные женихи искали ее руки, но Екатерина медлила с ответом, говоря своим близким: «Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне юношу, подобного мне по красоте и учености». Однажды девушка познакомилась с одним старцем-пустынником, который в беседе с ней сказал: «Я знаю Жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного». Потом он дал ей икону Богоматери и обещал, что она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха. В ближайшую ночь представилось Екатерине в легком сне, что Небесная Царица, окруженная ангелами, стоит перед ней и держит на руках Отрока, сияющего как солнце. Напрасно старалась Екатерина взглянуть на Его лицо: Он отворачивался от нее. «Не презирай Твоего создания, – молила Божия Матерь своего Сына, – скажи ей, что она должна сделать, чтобы увидеть Твой светлый лик». «Пусть она вернется к старцу и узнает от него», – ответил Отрок. Этот сон глубоко поразил девушку. Как только настало утро, она поспешила к старцу и просила у него совета. Старец подробно объяснил ей истинную веру. Мудрая дева уверовала в Иисуса Христа как Сына Божия и приняла святое крещение. Когда Екатерина с обновленной душой возвратилась домой, она долго молилась, благодаря Бога за милость, оказанную ей. Заснув во время молитвы, она снова увидела Матерь Божию. Теперь Божественный Отрок милостиво взирал на нее. Пресвятая Дева взяла правую руку девицы, а Отрок надел ей чудный перстень, сказав: «Не знай жениха земного». Екатерина поняла, что с этого момента она обручена Христу и проснулась с еще большей радостью на сердце. После этого она совершенно переменилась: стала скромной, кроткой и милостивой, стала часто молиться Богу, прося руководства и помощи. Одна цель воодушевляла ее: жить для Христа. В скором времени в Александрию прибыл Максимиан (286-305 гг.), соправитель императора Диоклетиана. Он разослал вестников по городам Египта созвать народ на праздник в честь языческих богов. Когда наступил праздник, она пришла в капище, где собирались жрецы, знать и народ и безбоязненно обличила идолопоклонство. Максимиан разгневался на Екатерину за неуважение к его царскому достоинству и повелел заключить ее в темницу. Затем он велел ученым людям убедить святую в истинности языческой религии. В течение нескольких дней они излагали перед девицей различные доводы в пользу язычества, но Екатерина своей логикой и разумными доводами разбивала их в прах. В конце концов языческие мудрецы признали себя побежденными всесокрушающей логикой Екатерины. Потерпев неудачу на интеллектуальной почве, Максимиан, однако, не отступил от своего намерения переубедить святую. Призвав ее, он старался прельстить ее подарками, обещаниями почестей и славы. Но Екатерина оставалась неподкупной. Максимиану пришлось на короткое время отлучиться из города. Его жена, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екатерины, пожелала увидеть ее. Встретившись и побеседовав с Екатериной, Августа уверовала в Христа и приняла крещение. Когда Максимиан возвратился в Александрию, он снова послал за Екатериной, на этот раз он стал грозить пытками и смертью. Потом велел принести колеса с острыми зубцами и предать ее этой ужасной казни. Но едва только начались мучения, как невидимая сила сокрушила орудие муки, святая Екатерина осталась невредима. Царица Августа, узнав о случившемся, предстала перед своим мужем и стала укорять его, как он дерзает восставать против Самого Бога. Царь пришел в ярость от вмешательств жены и повелел тут же умертвить ее. На другой день Максимиан в последний раз призвал Екатерину и предложил стать его женой, обещая ей все блага мира. Но святая и слушать об этом не хотела. Видя бесполезность всех своих усилий, царь велел отсечь ей мечом голову; это произошло в 304 году. Впоследствии святые останки великомученицы Екатерины попали на гору Синай и с тех пор хранились здесь, в монастыре ее имени [1]. Празднование памяти святой великомученицы Варвары совершается 4 декабря (17 по новому стилю). Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе в начале четвертого века в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца. Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству. Однажды, когда отец находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианами и приняла крещение. Просвещенная благодатью Варвара еще со всей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь. Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о том, что она делала во время его отсутствия. Услышав от Варвары христианское вероучение, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома. К вечеру разъяренный отец по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом. Наутро он отвел дочь к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая была непреклонна. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей. В конце дня великомученицу отвели в темницу. Ночью, когда она молилась, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем». На следующий день все были удивлены, увидев святую, – на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний. Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа. Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали. Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотками. От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел. Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь – в кафедральном соборе святого князя Владимира [2]. Взгляды святых на памятнике устремлены не на молящегося, как это более свойственно традиционной иконописи, а на их «небесного Жениха» – Христа, держащего над ними мученические венцы. Художник остается верным традиции и в руках святых дев изображает крест – непременный для всех мучеников, а также пальмовые ветви, с которыми некогда приветствовали Спасителя при входе в Иерусалим, таким образом живописец показывает нам, что подвижницы вышли на встречу Христу и до конца остались верными избранному пути, за что и пострадали, стяжав небесные венцы. На знатный род великомучениц указывает не только богатая одежда, но и розовая и красно-коричневые мантии, покрытые золотыми узорами и подбитые горностаевым мехом. Согласно иконописной традиции, страстотерпицы изображены с непокрытыми распущенными волосами, что свойственно только для святых дев, и лишь на голове Екатерины, не прикрывая всей головы, изображен белый легкий убрус. Личное письмо мягкое, по оливковому санкирю выполены деликатные вохрения с активной подрумянкой. Лики округлые, «лепоподобные» и умилительные. Ризы разделаны не традиционными пробелами, а мягкими светотеневыми переходами с золотыми высветлениями. Красный хитон и развевающийся гиматий Христа также разделаны золотом – отблеском сияния Божественной славы и Небесного Царствия. Прекрасен и тонко написанный позем на памятнике – прихотливые изгибы ветвей и стволов находят аналогии в пейзажах данной эпохи. Из красно-коричнево-охристого позем-пейзаж переходит в голубой, практически рассеиваясь у далекого горизонта. Темно-коричневые поля, несвойственные для иконописи, более напоминают картинную раму. Данный памятник является прекрасным образцом столичного иконописания, соответствующего живописным вкусам середины XVIII столетия.
Литература:
Д.В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе