Вторая половина XVIII вв. Дерево, левкас, темпера; 44 х 34,6 х 2,8 см. КП 6011 Поступила в музей в 1986 году. Приобретена у жителя г. Никольск, Пензенской области. Реставрирована в СНРПМ-2.
Сюжет иконы основан на тексте Евангелия от Луки (II: 22-38) [1, с. 1084-1085]. Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после рождения Христа Дева Мария и праведный Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы, по закону Моисея, посвятить первенца Богу. Иисуса принял в свои руки старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. При встрече (сретении) присутствовала также пророчица Анна, жившая много лет в Иерусалимском храме. Симеон и Анна славили Бога и пророчествовали о грядущей судьбе Христа.
Иконография Сретения полностью сформировалась в IX-X веках и в дальнейшем существенным изменениям не подвергалась. В византийском искусстве существовали два иконографических варианта Сретения – с симметричным и асимметричным расположением фигур по сторонам от престола; русские иконописцы использовали оба. Большинство сохранившихся изображений Сретения имеют симметричную схему: справа – Симеон Богоприимец и пророчица Анна, слева – Богоматерь и праведный Иосиф. Ее варианты различаются главным образом положением Младенца Христа: на руках Богоматери или Симеона; Мария передает Сына старцу; Богоматерь и Симеон вместе держат Младенца над престолом. На публикуемом памятнике выбрана ассиметричная композиция, когда слева от престола вместе с Богородицей и праведным Иосифом-обручником написана и святая пророчица Анна.
Предстоящая Младенцу Богоматерь изображена статично, с практически незаметно склоненной головой и скрещенными на груди руками. Фигура пророчицы Анны, несколько перекрываемая Богоматерью, написана в легком трехчетвертном повороте; «руки молебны» – так характеризуется деисусный вариант изображения в иконописных подлинниках. Самой динамичной фигурой является праведный Иосиф, держащий у груди корзину с двумя голубями, последним входящий в храм; движение показано положением ступней ног, складками риз, развевающимся за спиной гиматием. Благодаря такому иконографическому и композиционному решению икона Сретения вызывает отчетливые ассоциации с Деисусом.
Личное написано в каноническом стиле – по оливково-коричневатому санкирю многослойные вохрения, плави мягкие с подрумянками, особенно удачны лики Богоматери и св. пророчицы Анны. Золотопробельная разделка риз утрачена, хотя следы под золочение просматриваются на плечах праведной Анны, на ризах Богоматери, праведного Иосифа и проч., поэтому, создается впечатление, что вместо традиционных высветлений-пробелов пластика создается только однотонными притенениями. Колорит произведения скромен – красный, синий, светло и темно-коричневый цвета с добавленем белил, почти черные опиленые поля. Все это указывает на исполнение иконы в провинциальной мастерской для праздничного ряда иконостаса небольшого храма (или бокового придела) – о чем свидетельствует малый размер памятника, возможно, для сельского или небогатого прихода уездного города, чем диктуется и привязанность к традиционному канону и схеме. Очевидно, что изначально данное произведение было большего размера – совершенно отсутствует левое поле, правое и нижнее спилены практически полностью, наиболее сохранилось верхнее поле, которое, тем не менее, также опилено.
Литература:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Ульяновск, ТОО «Стрежень», 1997, 1376 с.
Д.В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе