Середина XVIII века. Дерево, бычий пузырь, левкас, темпера; 30,5 х 27,5 х 2,5 см. КП 2333 Поступила в музей в 1930-е годы Происхождение – из церкви Иоанна Предтечи города Саранска Реставрирована в «Росреставрация» СНРПМ-2 с 8.09.1974 года по 30.10.1974 года Ю.В. Новиковым.
Пресвятая Богородица родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании ребенка. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», – подумала Анна и горько заплакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию – быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и ангелов [4].
«О Рождестве Богоматери повествует «Протоевангелие Иакова», созданное во II-III веках, авторство которого приписывается сыну Иосифа обручника – Иакову, и другие апокрифические источники. Письменные сведения о существовании праздника Рождества восходят к V столетию. Его древнейшие изображения известны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI-XII веках. К этому времени восходят основные элементы иконографии: Анна на ложе, жены с дарами, сцена омовения младенца. С XIV века иконография праздника развивается: усложняются архитектурные кулисы, появляется фигура Иоакима» [3, c.78]. В XVI-XVII вв. появляется целый ряд икон, где в среднике изображается Рождество Богоматери, а в клеймах – житие Иоакима и Анны, земная жизнь Богородицы с праздниками (например, подобная икона 1565/66 года из Леонтиевской церкви в Вологде [2, с. 544-557], а также произведение 1640-х годов из собора Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре [3, с. 240-245] и др.).
Если в больших по размеру храмовых иконах XVI-XVII вв. описываемые события размещались в отдельных клеймах, то на публикуемом памятнике их роль играют небольшие палаты, внутри которых показаны ключевые моменты в цепи данного праздника.
Всего изображено пять палат, четыре из которых заняты сюжетными сценами. Слева и справа от центральной, главной палаты, размещено моление в пустыне праведного Иоакима и молитвы в саду праведной Анны, о чем повествует и сохранившееся надписание на правом поле: «Анна // молится// в саду// о чадо// роди[и]».
В центральной, самой значительной по размеру палате, изображена сидящая на ложе праведная Анна и три девы с распущенными волосами, принесшие дары. Одна из гостий берет спеленатого младенца из рук матери. Над палатой по середине верхнего поля написана полуфигура благословляющего «из облак» Бога Отца Саваофа. Хотя еще на Вселенских соборах было принято, что Бог Отец не изобразим, поскольку «Бога (Отца) не видел никто никогда» (Ин.1,18) [1, с. 1127], а Христос воплотился и потому стал изобразим. Лишь Христос «есть образ Бога невидимого» (Кол.1,15) [1, с. 1290]. Эти же правила были поддержаны на Стоглавом соборе 1551 г. и Большом Московском соборе 1666-1667 гг. Однако на практике в XVI-XVIII вв. довольно часто, как это можно наблюдать и на публикуемой иконе, встречаем запретное изображение Бога Отца.
В левой нижней палате изображен пир со множеством гостей, на который праведная Анна выносит долгожданного младенца, передавая дочь своему мужу – праведному Иоакиму. Вторая палата осталась пустой. В третьей изображена традиционная сцена омовение младенца. В четвертой, как сообщает нам сохранившееся надписание на правом поле: «Принесо// ша отро// ковицу //ко иереом// и благосло// виша ю». Так на небольшой доске иконописец сумел изобразить событие, растянувшееся почти на год, от моления в саду, до рождества и принесения в храм на благословение.
Радует глаз сложность архитектурных форм палат, их многоярусность и внутренняя перспектива, создаваемая внутренними, коричневыми колоннами (в сценах рождества и пира).
Палитра иконописца не так многообразна, преобладают киноварь, охра, темно-изумрудный и болотный цвета. Сохранившаяся золотая разделка завесы и покрывала в сцене рождества, разделки киноварных риз праведой Анны в сценах пира и благословения усиливают торжественность изображаемого события. Однако не только торжество, но и душевную теплоту, радость от события, не только приблизившего всеобщее спасение, но и исполнившего заветную мечту двух человек, сумел передать иконописец.
В 1974 г. публикуемое произведение реставрировалось, были расчищены записи XIX в. и восстановлены фрагменты довольно значительных утрат красочного слоя и грунта, но в настоящее время состояние иконы ухудшилось. По справедливому замечанию реставраторов 1974 г. «левкас… плохо связан с основой», очевидно, по этой причине, вставки реставрационного грунта на левом поле иконе частично утрачены, а на верхнем поле, слева от Господа Саваофа, реставрированный грунт вздут.
Однако некоторые утраты красочного слоя не могут заслонить великолепно исполненной работы иконописца, скрыть умилительный, тонко написанный многосюжетный памятник.
Литература:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Ульяновск, ТОО «Стрежень», 1997, 1376 с. 2. Иконы Вологды XIV-XVI веков, М.: Северный паломник, 2007, - 824 с. 3. Иконы Кирилло-Белозерского музея заповедника. М.: Северный паломник, 2003, – 320 с. 4. http://days.pravoslavie.ru/Life/life1479.htm
Д.В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе