Начало – первая треть XVIII века. Дерево, паволока, левкас, темпера; 31 х 26 х 3 см. КП 5249/1 Поступила в музей в 1982 году. Приобретена у жителя г. Алатырь. Реставрирована в В/О «Союзреставрация» СНРПМ-2 с 16.05.1985 года по 21.10.1987 года Е.В. Любимовой, Н.П. Митиным и В.Н. Прохоровым.
«Праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, отмечаемый 1 августа (14 нового стиля), известен с IX века. В этот день частицу Голгофского Креста, хранившуюся в императорской дворцовой церкви Константинополя, переносили в Софийский собор, где происходило водоосвящение. Затем втечение двух недель святыню носили по городу со служением литий для предотвращения болезней (слово «происхождение» в названии праздника – результат неправильного перевода греческого слова, означающего «торжественная церемония, крестный ход»)» [2, с.166]. Указание на этот праздник содержится в Уставе Великой церкви, а сам чин ею был подробно описан византийским императором Константином Багрянородным.
Общерусское распространение праздник Происхождения древ получает с конца XIV века, в связи с введением Иерусалимского устава. Кроме того, на рубеже XIV-XV веков в русских Прологах появляется сказание об установлении 1 августа еще одного празднования – Всемилостивому Спасу и пречистой его Матери. Согласно Сказанию, это произошло во времена Андрея Боголюбского – после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. По преданию, такое же чудо произошло одновременно с этим в войске византийского императора Мануила Комнина во время похода на сарацин. В Сказании о празднике 1 августа повторен рассказ о победе Андрея Боголюбского над волжскими болгарами в Лаврентьевской летописи, где это событие описывается как одно из чудес от иконы Богоматери Владимирской [4, с. 139-144].
Композиция иконы «Происхождение древ» состоит из двух частей: вверху, на фоне пятиглавого храма, представлен благословляющий Спас с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей и двумя вселенскими святителями, творцами литургии – Василием Великим (слева) и Иоанном Златоустом (справа); а под ним – чудотворный источник с больными, получающими исцеление. Что касается Деисуса, то его изображение на русских иконах соответствовало, по-видимому, традиционному русскому посвящению праздника 1 августа (14 по новому стилю) не только Кресту, но и Спасу, и Богоматери.
По предположению Э.П. Саликовой [5, с. 47-50] в основу иконографии была, очевидно, положена иллюстрация 11 кондака Акафиста Пресвятой Богородицы («Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка…»), где обычно изображалась сцена исцелений у источника и целебного песка под стенами константинопольского монастыря Христа Филантропа в Манганах, а также Евангельское чтение при освящении воды (Иоан. 5: 2-4) [1, с.1133]: «Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В ней лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее, по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы не был одержим болезнию», которое вольно пересказано в надписаниях на боковых полях образа.
Одна из самых ранних подобных дошедших до нас икон – «Происхождение древ» из Покровского монастыря в Суздале, датируемая около 1515 года [2, с. 167]. В целом сюжет данной иконы повторяет Суздальскую, однако, в сторону упрощения верхнего регистра, где изображено два, а не шесть святителей. На иконе из Покровского монастыря над источником написаны три ангела, а за ними – крест, увенчанный венком. Это напоминало о главной теме праздника – поклонении Животворящему Кресту Господню. Важнейшая особенность публикуемого памятника – отсутствие над колодцем самого креста – центрального символа сюжета этой иконы.
Данное произведение исполнено по образцу, предположительно, с иконы XVII века из альбома Н.П. Кондакова, табл. № 66, опубликованной Г.В. Маркеловым в первом томе «Книги иконных образцов» в разделе «Симолико-дидактические сюжеты» №231, под названием «Целительный источник Спасителя у стен Царьграда» [3, с. 519], что еще раз подтверждает правоту происхождения иконографии не только на основании иллюстрации евангельского чтения при малом освящении воды, но и, в том числе, и версии Э.П. Саликовой.
Очевидно, что автор публикуемого памятника использовал данный перевод, лишь незначительно доработав детали.
На нашей иконе, как и на образце Н.П. Кондакова, в нижнем регистре больные и страждущие не просто разделены на две группы справа и слева от источника, а, согласно приведенному выше Евангельскому повествованию, читаемому на чине водоосвящения, на 5 приделов (три слева и два справа). Причем жены в правой части, а мужи в левой.
Очевидно, что еще в XIX веке икона неоднократно промывалась, подвергалась поновлениям, чинкам и записям, так на лицевой стороне и торцах иконы было множество следов, удаленных при реставрации 1985-1987 гг., от гвоздей утраченного оклада и венцов. По предположению ряда реставраторов дошедшие поля не современны среднику и в значительной степени были переписаны более ста лет назад. Возможно, тогда же была утрачена золотая разделка всех трех Евангелий, фелони Василия Великого и саккоса Иоанна Златоуста. Фрагментарно сохранилась золотопробельная разделка мафория Богородицы. Удовлетворительная сохранность ликов (все верхние слои смыты, кроме лика Василия Великого) не помогает атрибуции точной школы данной иконы; однако двойной ковчег, прихотливое написание палат, способы изображения складок одежды – в силу этого можно локализовать место создания данного образа, написанного в сильной профессиональной мастерской, Поволжьем до Нижнего Новгорода.
Литература:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Ульяновск, ТОО «Стрежень», 1997, 1376 с. 2. Иконы Владимира и Суздаля. М.: Северный паломник, 2008, – 648 с. 3. Маркелов Г.В. Книга иконных образцов. Т.1., СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006, - 584 с. 4. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. М. 1995. – 388 с. 5. Саликова Э.П. Отражение исторических константинопольских реалий в иконографии иконы последней четверти XIV века «Похвала Богоматери с Акафистом»// Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. VII. Проблемы русской средневековой художественной культуры. М. 1990. С.45-56.
Д.В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе