Вторая половина XVIII века. Дерево, паволока, левкас, темпера; 97,5 х 66,5 х 3 см. КП 7182 Поступила в музей в 1970 году. Происходит из МНЗБМ, куда попала в результате экспедиции по Мордовии. Происхождение не установлено. Реставрирована в В/О «Союзреставрация» СНРПМ-2 в 1970-е гг.
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода пришли в Иерусалим волхвы с востока» (Мф. II:1) [1, с. 1012]. По предположению толкователей Божественного Писания один из волхвов был из Персии, другой из Аравии, а третий из Эфиопии, потому что на их происхождение из различных стран есть указание в пророчестве святого царя Давида, где сказано: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары» (Пс. 71:10) [1, с. 564]. Слова Давидовы: «цари Фарсийстии» означают: «заморские», ибо «фарсис» означает «море»; отсюда предполагается Персия, как находящаяся за морем. «Царие Аравстии» явно указывают на Аравию. А о Эфиопии говорит сам Давид: «и Сава дары приведут», поскольку Сава – это город, бывший столицей всей Эфиопии [3].
Эти волхвы были не из числа волшебников и чародеев, но из числа мудрейших «звездочетцев» и философов. Называются они и царями, но не в смысле могущественных властителей многих стран, а согласно традициям еще Ветхого Завета, как владеющие каждый своим городом или определенным княжеством.
В западной традици считается, что первого из волхвов, поднесшего золото, звали Мельхиор, он изображается старым и седым, с длинной бородой. Второй, принесший ливан, – Гаспар, молодой и без бороды с румяным лицом. Третий, принесший смирну, – Валтасар, смуглолицый с средней длины бородой. Святые мощи царей-волхвов сперва были перенесены в Константинополь, затем в Милан, а потом в Кельн, где и находятся до сих пор [3].
В средневековой православной традиции волхвы не именуются, однако их описание во многом совпадает. Так в Большаковском иконописном подлиннике, изданном в 1903 году (с рукописного XVI века) приводятся следующие указания иконописцам как изображать царей-волхвов, при этом в данном памятнике сцена поклонения не выделена из иконографии Рождества Христова: «… Спас млад во яслех лежит повит… а в него глядит конь до половина, а з другую сторону корова видит, до половины… с правую сторону волсви поклонились, три их, един стар, брада власиева, в шапке, риза празелень, испод киноварь; вторый, средний брада козмина, в шапке, риза киноварь, испод дичь; третий млад аки Георгий, в шапке, риза багор, испод лазорь, а вси по сосуду держат в руках вохрана…» [2, с.61-62].
В современном электронном иконописном подлиннике находим следующее: «Поклонение волхвов – евангельский сюжет, связанный с Рождеством Христовым (Мф. II, 1-2) – трое волхвов: Каспар (изображается в виде старца), Валтасар (средних лет) и Мельхиор (юноша) подносят в дар родившемуся Младенцу золото, ладан и смирну. Сцена поклонения волхвов изображается на иконах Рождества Христова или в качестве самостоятельных композиций» [4]. Как видно, имена и возраст царей в разных традициях не совпадают
В древнерусском искусстве Поклонение волхвов начинает выделяться из композиции Рождества в XV веке. Если сравнивать публикуемый памятник и клеймо иконы Тихвинской Богоматери XVI века Псковского происхождения, то можно увидеть, что иконописец во многом следует средневековой композиции.
Богородица также представлена держащей на коленях Спасителя, сидящей на троне (без спинки) и три волхва, подносящие дары Христу. Красный мафорий не облекает голову (покрытую белым убрусом) и почти всю фигуру Девы Марии, как это было принято в древнерусской иконографии, а спускается с левого плеча и закрывает левое колено, на котором сидит младенец Христос.
Однако в отличие от Евангельского повествования и средневековой иконографии дары в руках не у каждого из трех царей, а только у одного, которого можно обозначить древнерусским термином «средовек». Первый из волхвов, старец с длинной седой бородой «аки власиева», т.е. как у святителя Власия Севастийского, стоя на коленях без головного убора покланяется и указывает левой рукой на волхва-средовека, держащего подношение. При этом дародержатель изображен не с «козминой брадой», а с головой и бородой царя Давида Псалмопевца. Сближает сходство со святым царем и пророком Давидом и форма короны; подобные его изображения можно увидеть на памятниках XVII-XVIII вв.
Интересен и необычен головной убор третьего, самого молодого из волхвов, который также левой рукой указывает на царя-средовека, держащего дары.
В Евангелии следующим образом рассказывается о приношении царей: (Матф. II:11) «и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» [1, с. 1012]. Епископ Александр (Милеант) замечает: «В подарках волхвов можно видеть следующее символическое значение. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну (драгоценное благовонное масло), как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной)» [5].
На публикуемом же памятнике все дары символически изображены в виде одного сосуда, который держит волхв-средовек. Сближает все три фигуры на иконе то, что они представлены в царских шубах и мантиях, подбитых горностаевым мехом.
О том, что Поклонение Волхвов выделилось из иконографии Рождества Христова напоминают головы животных, изображенные над коленопреклоненным старцем с «власиевой брадой», о которых в подлиннике XVI века сказано: «Спас млад во яслех лежит повит… а в него глядит конь до половина, а з другую сторону корова видит, до половины…» [2, с.61].
Данный памятник подписан как «Обра(з) Роже(с)тва Г(с)да нашего Iиса Хр(с)та», а под этим надписанием, над головами царей в две строки мелкими буквами – «Волсви Владыце дары// приносятъ». Скорее всего, надписав памятник таким образом автор еще раз нам продемонстрировал, что сцена Поклонения волхвов не воспринималась отдельно от события Рождества Христова.
Поскольку сохранилось только одно поле – левое, за спинами волхвов, очевидно, что икона была опилена с трех сторон. На то, что образ был уменьшен указывают и фрагмент нимба, охристо-розового хитона и синего гиматия справа за Богоматерью, предположительно, что это была фигура святого Иосифа Обручника.
Колорит иконы небогат, строится на сочетании синего, красного и охристо-розового, что указывает на провинциальное исполнение памятника. Личное написано мягко, «вохрения» нежные с активной подрумянкой. Однако при многочисленных поздних записях авторская живопись личного бесспорно пострадала и дошла до нас не в полном объеме.
Литература:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Ульяновск, ТОО «Стрежень», 1997, 1376 с. 2. Подлинник иконописный, издание С.Т. Большакова под редакцией А.И. Успенского, М.: Типография А.И. Снегиревой, Остоженка, Савеловский пер., соб. домъ. 1903, - 406 с. 3. http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/12/25PoklonenieVolxvov.htm 4. http://nesusvet.narod.ru/ico/gloss/g_pr.htm 5. http://www.netda.ru/belka/text_mil/christm.htm
Д.В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе