Первая пол. XIX вв. Дерево, левкас, темпера; 30,5 х 26,5 х 3 см. КП 7184 Поступила в музей в 1970 году. Происходит из МНЗБМ, куда поступила В результате экспедиции по Мордовии. Реставрирована и датирована в «Росреставрация» СНРПМ-2, с 8.09.1974 года по 15.10.1974 года Ю.В. Новиковым.
Иконография Господа Вседержителя, представленного в усеченном, оплечном варианте распространяется в Византии в XIV в., а на Руси становится наиболее популярной в XVI-XVII вв. Зачастую подобная икона могла служить центральной для деисуса из 3 образов – Спаситель в центре, Богородица слева и Иоанн Предтеча справа. Подобные оплечные прориси, скопированные с икон XVII века, мы обнаруживаем, например, в Сийском иконописном подлиннике [2, с.350-355].
Способ написания личного свидетельствует о том, что публикуемый памятник является копией с иконы XVI или XVII века (ср., например, с подобным образом из Вологодского деисуса, состоящего из 3 икон, третьей четверти XVI века [1, с. 638-645]).
Голова решена в классической схеме древнерусской иконописи, вохрения мягкие, практически без белил. Однако на то, что это копия, указывают нехарактерно резкие, обозначенные линиями, нижние веки, надбровные дуги, «морщины» на челе и моделировки ключиц, а также отсутствие оживок, хотя беспощадное время могло их просто до нас не донести. Разделка брады и влас почти не сохранилась – можно разобрать лишь малый фрагмент волос у левого уха, решенный в классической древнерусской технике.
Благодаря незначительному наклону головы Спасителя влево, небольшой, как бы в печали поджатой нижней губе, образ кажется особенно скорбным, с милостивым и одновременно страдальческим выражением лика.
Иконописцу удалось наделить образ Господа Вседержителя особым аристократизмом, создаваемым тонким прямым носом и изящным изгибом бровей. Лиричный, милующий, печалящийся о людских прегрешениях, – таким предстает Христос на данном памятнике. В то же время взгляд Его больших карих глаз направлен внутрь себя, он созерцателен, даже несколько отстранен от суетного «мира сего».
Хитон с темно-синим клавием цвета гиматия разделан, равно и как все ризы, тонкими лучами золотого ассиста, напоминающего о сиянии божественной славы Иисуса Христа.
Отсутствие четко обозначенного (не только буквами «омега», «он» и «наш») обычного креста внутри нимба, характерного только для Спасителя, небрежное традиционное надписание иконы, одинаковый цвет полей и фона, отсутствие опуши – все это объясняется тем, что данный памятник изначально создавался под оклад, целиком закрывающий фон, поля и нимб (оклады подобного рода были наиболее распространены в XVI-XVII вв.). На фотографиях памятника, при поступлении его на реставрацию, четко видны не только следы от гвоздей, но даже и сами гвозди, некогда крепившие подобный оклад к образу.
Литература:
1. Иконы Вологды XIV-XVI веков, М.: Северный паломник, 2007, - 824 с. 2. Маркелов Г.В. Книга иконных образцов. Т.1., СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006, - 584 с.
Д.В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе