«Сохраненное и утраченное. Архитектурные жемчужины мордовского края» – под таким названием в музее начала работать выставка, на которой представлены живописные работы, предметы религиозного культа, книги и фотографии.
В фондах музея хранятся работы как именитых художников Республики Мордовия, так и не совсем известных широкой публике, но объединяет их одно – любовь к родному краю, его истории и культуре. С полотен, с некоторым укором к потомкам, на нас «смотрят» творения рук человеческих, которые время и люди не смогли сохранить. А также возрождённые «жемчужины», такие, как Санаксарский Рождество Богородичный монастырь, построенный во времена Екатерины II, под руководством настоятеля монастыря отца Феодора (в миру Иван Игнатьевич Ушаков) – причисленного Русской Православной церковью к лику местночтимых святых Саранской Епархии в 1999 году. Как будто большой корабль, отправляющийся в плавание, выглядит монастырь во время разлива реки Мокши весной. Таким и изобразил художник А.Д. Горбылев Санаксарский монастырь в 1950 году.
На выставке представлены фотографии герба рода Ушаковых, дома адмирала флота Российского Ф.Ф. Ушакова в деревне Алексеевке и портрет Ф.Ф. Ушакова неизвестного художника начала XIX века.
Иоанно-Богословская церковь – единственная в Саранске и во всей Республике Мордовия дошедшая до нас почти в неискаженном виде. Она строилась по проектам московских зодчих. Старейший храм Саранска привлекает внимание мастеров кисти, многие из них обращались и обращаются к образу памятника архитектуры XVII века.
На выставке представлены картины Д.Д. Ануфриева «Богословская церковь 1934 год», В.Д. Илюхина «Церковь Иоанна Богослова на Демократической улице 1962 год», Н.Д. Курдюкова «Иоанно-Богословская церковь в г. Саранске».
История города Саранска – это история его жителей со своими радостями и проблемами. На картине В.Д. Хрымова «Старый город Саранск» изображен Петропавловский монастырь на Базарной улице в осеннюю распутицу. Возможно, накануне лил дождь и был сильный ветер, от которого накренилась афишная тумба. Груженая повозка утопает в грязи и мешает проезду священника на извозчике, за всем этим с интересом наблюдают пешеходы на деревянном настиле, а городовой спешит разобраться с этим поскорее. Две барышни на тротуаре что-то обсуждают – может, открывшуюся библиотеку в Саранске к 100-летниму юбилею А.С. Пушкина. На нашей выставке представлены одни из первых книг данной библиотеки.
Только на картине Ивана Николаевича Абрамова мы можем видеть усадьбу Струйских в с. Рузаевке, одних из богатейших землевладельцев нашего края. Николай Еремеевич Струйский был женат на очаровательной женщине, очень богат, и мог позволить себе крайне дорогостоящие причуды. Он не только имел прекрасный дом, полностью устроенный в соответствии с его вкусом, но ещё и открыл в своём имении частную типографию, где печатал не только произведения русских и иностранных авторов, но и свои собственные сочинения. И всё это на прекрасном оборудовании, с использованием самых лучших приспособлений. Книги Н.Е. Струйский дарил самой императрице Екатерине II, перед которой преклонялся. Она же, в свою очередь, такие подарки с гордостью показывала иностранцам.
Потомки и современники поэта вспоминали, что в доме у Струйских висели фамильные портреты. В углублении большой гостиной, над диваном висел портрет самого графа Николая Еремеевича в мундире Преображенского полка. Рядом – портрет его супруги Александры Петровны Струйской, юной и прекрасной, в белом атласном платье с открытой шеей. Их лица были обращены друг к другу. Фёдор Степанович Рокотов – автор портретов. Н.Е. Струйский чрезвычайно ценил Фёдора Рокотова и считал его своим другом, а художник, в свою очередь, часто бывал в обществе рузаевских помещиков.
Смерть Струйского была внезапной и неожиданной. Узнав о кончине Екатерины II, перед которой он преклонялся как перед античной богиней, экзальтированный поэт слёг в горячке, лишился речи и в несколько дней отошёл в лучший мир. Николай Еремеевич умер 2 декабря 1796 года в возрасте 47 лет и похоронен в Рузаевке. Со временем могила затерялась.
После скоропостижной смерти мужа заботы о детях и управление имением легли на хрупкие плечи Александры Петровны. И заботы эти были велики, а дети – особенно сыновья – далеко не сахар. Из-за ранней гибели двоих из них Александре Петровне пришлось взять на себя заботы и о шестерых внуках. Одним из них был Александр Полежаев, самый одарённый и любимый. На средства бабушки он окончил университет и стал известным поэтом, но за бунтарские стихи попал на Кавказ, так, что свои стихи он писал не в тиши кабинетов, а на привале, используя вместо стола барабан, а то и свои колени. Чахотка, «чума» XIX века, не оставила шансов поэту прожить долгую жизнь. А.И. Полежаев умер в Москве и был похоронен на Семёновском кладбище.
Александра Петровна Струйская пережила мужа на сорок три года (1754–1840). После её смерти усадьба стала приходить в упадок. Последний владелец Михаил Петрович Струйский, внук Александры Петровны, в 1886 году продал её на слом Параскево-Вознесенскому женскому монастырю в Пайгарме для построек. Вещи и картины приобретены Историческим музеем в 1889 году, затем картины Ф. Рокотова были переданы в Государственную Третьяковскую галерею.
Ныне на месте усадьбы средняя школа № 9 имени А.И. Полежаева. На нашей выставке представлены фотокопии с портретов Струйских и их внука А.И. Полежаева, а также его книги, изданные в разные годы. Выставка будет работать до конца сентября. Доступно посещение по «Пушкинской карте».
Выставка подготовлена в рамках Межрегионального проекта «Оттиск» – творческого социального проекта по сохранению культурно-исторического наследия России, реализуемого при поддержке Росмолодёжь.Гранты.