Цветовая схема:
Размер текста:

Свет Рождества

Выставка

«Свет Рождества» – так называется выставка, открытая в МРОКМ имени И.Д. Воронина. Она рассказывает, как праздновали Рождество и Новый год в мордовских деревнях и в Саранске в конце XIX – начале XX вв.

На территорию нашего края Рождество Христово пришло с принятием православия и сразу стало одним из самых почитаемых праздников среди мордовского населения. Праздник Роштува (м.), Роштова (э.) – Рождество сопровождался обрядами, народными гуляньями, весёлыми играми и колядками.

Канун Рождества назывался каледань ши (м.), каледань чи (э.) – день коляды. Он олицетворял рождение солнца и должен был обеспечить изобилие в новом году.

Днём дети ходили по домам с изготовленной из подручных материалов «вифлеемской звездой», славили рождение Христа, получая за это деньги и угощение:

Мы Христа славим-носим,
У хозяев ничего не просим,
А чего накладут –
Не бросим!

С наступлением вечера наступала очередь колядовать молодёжи: они надевали вывороченные шубы, самодельные маски животных, мазали лица сажей, отгоняя «нечисть», и большими ватагами переходили из дома в дом, исполняя песни-колядки с пожеланиями хозяевам благополучия, здоровья и хорошего урожая:

Коляда! Коляда!
Посеянная рожь выросла бы!
Коляда! Коляда!
Расколола бы землю!
С оглоблю бы солома!
С кнутовище колос!

Хозяева щедро одаривали колядующих: считалось, что благополучие семьи зависит от обилия розданных даров. Для этого пекли специальные пирожки – пярякат (м.), калядань прякат (э.) с различной начинкой: картошкой, горохом, капустой, ягодами.

Накануне Нового года мордва проводила домашний молян, на котором хозяйка брала в руки каравай хлеба и просила Пакся аву (божество поля) уродить хлеб. Затем она брала чашку со специально приготовленными из теста орешками и молила Виряву (божество леса) об урожае орехов.

Атмосферу празднования Рождества в мордовской деревне воссоздают традиционная зимняя одежда мордвы-мокши, атрибуты сельского быта и копия картины И.С. Горюшкина-Сорокопудова «Рождественский молян у языческой мордвы» (начало ХХ века).

В России елка (как Рождественское дерево) появилась в начале XIX в. в домах петербургских немцев. С конца 1840-х годов елка стала привычным предметом рождественского убранства в столице, с середины XIX века в состоятельных домах губернских и уездных городов, а позднее и в помещичьих усадьбах.

В воспоминания о детской рождественской елке в родовом имении села Михайловка известный ученый-офтальмолог В.П. Филатов (1875 – 1956) пишет: «Елку убирали взрослые, а мы не имели права выходить из задних комнат. За оборудованием и убранством посылали нарочного в Саранск, но что именно привозилось оттуда было нам неизвестно. Тем более жадно ждали мы момента, когда, наконец, дверь, через щелку которой мы без успеха поглядывали за тем, что делается в зале, распахнется; и вот перед нами долгожданная елка, вся залитая огнями разноцветных свечек, вся покрытая золотистыми украшениями, золочеными и посеребренными орехами, хлопушками, разными подарками, то там, то тут загорятся иголки хвои, распространяя смолистый чад; какой восторг! Как приятно вытаскивать из хлопушек взрывчатую нитку, потом доставать смешные бумажные колпаки: как весело бегать вокруг елки, водить хороводы».

Впервые музей показывает на выставке коллекцию редких елочных игрушек начала ХХ века. В витринах фигурки ангелов, хлопушки, конфеты и другие украшения елки.

С конца XIX в. жители Саранска стали посылать своим родным и близким поздравительные открытки, первоначально на них воспроизводили зимние пейзажи. Позднее на открытках появились рождественские сюжеты с непременной елкой, а затем и новогодние атрибуты. На выставке посетители могут увидеть старые рождественские и новогодние открытки конца XIX – начала XX вв. из фондов музея.

В ночь на 25 декабря (старого стиля) по всей стране в церквях совершалось торжественное богослужение. Некоторые дети прислуживали в алтаре, в витрине представлено детское облачение (стихарь) рубежа XIX – XX вв. Рядом Библия 1916 г., раскрытая на повествовании о Рождестве Христовом. Символом данного праздника стала Вифлиемская звезда, которая возвестила о рождении Христа и вела за собой волхвов. Рождественскую звезду можно увидеть и на гравюрах, экспонируемых на данной выставке.

В 1920-е годы празднование Нового года в Советском государстве было запрещено, зеленая ель также была подвергнута опале, как рождественский символ. Только в декабре 1935 года специальным указом правительства ёлку вернули, но уже как новогоднюю. Вифлеемскую восьмиконечную звезду заменили на советскую пятиконечную и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей. В 1991 году Рождество Христово вновь стало государственным праздником и объявлено выходным днем.



Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")