С 17 января в атриуме Мордовского краеведческого музея им. И.Д. Воронина начинает работать мультимедийная выставка, посвященная А. П. Байкузову – машинисту, участнику Первой русской революции и руководителю рабочего движения железнодорожников г. Рузаевки.
Афанасий Петрович Байкузов родился 16 января 1873 г. в городе Конотопе Черниговской губернии, в семье рабочего: отец Афанасия Петровича был кузнецом на железной дороге. После окончания двухклассного городского училища А.П. Байкузов поступил работать в кустарно-слесарную мастерскую, а затем в железнодорожные мастерские учеником слесаря.
В 1890–1894 гг. Афанасий Петрович трудился в Киеве маляром и мостил улицы, в депо Моршанска работал слесарем и помощником машиниста. В 1895–1896 гг. служил в армии во 2-м железнодорожном батальоне г. Барановичи. В 1898–1900 гг. работал в железнодорожном депо станции Курск, помощником машиниста. В мае 1900 г., выдержав экзаменационные испытания, получил специальность машиниста и стал работать в этой должности на станции Рузаевка.
В историю мордовского края Афанасий Петрович вошел, в первую очередь, как революционер. 10 декабря 1905 г. рузаевские рабочие и служащие станции во главе с А.П. Байкузовым взяли власть в Рузаевке под свой контроль. Однако, 21 декабря Рузаевским стачечным комитетом было принято решение прекратить забастовку.
А.П. Байкузов 22 декабря был арестован и конвоирован в Пензенскую тюрьму. Аресту и заключению подверглась его жена Татьяна Казимировна, которая пользовалась большим авторитетом в среде рузаевских железнодорожников.
Дело «Рузаевской республики» рассматривала специальная выездная Саратовская судебная плата в течение полугода. 18 июня 1907 г. А.П. Байкузов был приговорён к тюремному заключению на 1 год и 6 месяцев.
Пока тянулось следствие, Афанасий Петрович был выпущен из тюрьмы. Перебивался случайной работой в городах Курск, Щигры и деревне Михайловка Курской губернии. В Щиграх А.П. Байкузов общался с крестьянами, разъяснял им, за что борются рабочие, призывал их не платить податей, советовал запасаться оружием. За это ему предъявили обвинение в принадлежности к «Крестьянскому союзу» и агитации против правительства. В ходе следствия установить принадлежность А.П. Байкузова к «Крестьянскому союзу» не удалось, но за революционную агитацию среди крестьян Курской губернии военный суд Киевского округа приговорил его летом 1909 г. к бессрочной ссылке. А.П. Байкузов по этапу был направлен в село Бакчетское Енисейской губернии. Татьяна Казимировна вместе с детьми Николаем и Лидией последовала за ним.
В Бакчетском Байкузовы прожили два года, после чего А.П. Байкузов выхлопотал разрешение о переезде в город Канск, а в 1916 г. семья перебирается в Томск. Будучи в сибирской ссылке, Афанасий Петрович постоянно работал – ремонтировал сельскохозяйственный инвентарь, трудился на паровой мельнице, был машинистом на пароходе «Кооператор». С августа 1916 г. работал в мастерских Томского технологического института токарем по обточке гранат. А в октябре этого же года и по июнь 1917 г. – машинистом на кондитерской шоколадной фабрике в г. Томске.
После революционных событий 1917 г. Афанасий Петрович был назначен начальником депо станции Инза, а потом переведён в депо Пензы.
В 1924 г. А.П. Байкузов вернулся в Рузаевку, где ему было поручено организовать первую школу фабрично-заводского ученичества. Он был её директором и преподавателем до осени 1926 г. Данное учебное заведение существует до настоящего времени: ныне это ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум имени А. П. Байкузова.
В 1926 г. Афанасий Петрович был переведён управлением железной дороги в Москву. Ему поручили руководство учебным комбинатом на вагоноремонтном заводе имени Войтовича. В начале 1930-х гг. Афанасий Петрович работал в отделе рационализации Управления Московско-Казанской железной дороги. В 1938–1943 гг. был заместителем начальника Центрального бюро жалоб Наркомата путей сообщения СССР.
В мае 1943 г. вышел на пенсию. У Афанасия Петровича сильно пошатнулось здоровье, но он продолжал вести активную общественную работу. А.П. Байкузов был внештатным инспектором управления дороги по рационализации и изобретательству. Переписывался с правлением колхоза села Мордовская Пишля, который ещё с 1930 г. носил его имя. В 1946 г. Афанасий Петрович узнал, что в колхозе, в связи послевоенной разрухой, не осталось лошадей, пашут на коровах, и решил помочь. Он привёз из Москвы в колхоз трактор, который списали в лом, отремонтировал его за свой счет и доставил в Мордовскую Пишлю.
В августе 1947 г. Афанасий Петрович умер в Москве, где и был похоронен.
А.Н. Занкина, научный сотрудник исторического отдела