Вадим Дмитриевич Фалилеев родился 1 (13 января) 1879 г. в имении отца при с. Маис Пензенской губернии, здесь и в соседнем имении Кенчурка прошло его детство. В статьях, посвящённых биографии художника, обязательно упоминается интересный факт из жизни в Саранске: «Ему было четыре года, когда в город Саранск, где тогда жили Фалилееевы, приехали художники из Московской школы живописи, приглашенные расписывать строящийся городской собор. Близкое участие в постройке собора принимал отец Фалилеева, бывший городским головой Саранска. Художники часто бывали в семье Фалилеева, приносили эскизы и рисунки к предполагавшейся росписи; один из них рисовал портрет матери художника. Насмотревшись на всё это, мальчик решил сам написать икону. Узнав из разговоров, что художники пишут на полотне, он вырезал кусок наволочки и написал на нём акварельными красками образ Нерукотворного Спаса. Мальчику досталось от няньки за порчу наволочки, но мать, увидев образ, взяла юный талант под своё покровительство и с тех пор всегда помогала сыну, по его собственному признанию, во всём, чем могла, а главное – своей любовью, чтоб он мог развиваться, как художник».
Семья купца 2-й гильдии Дмитрия Федоровича Фалилеева приехала в Саранск в 1881 г., а на следующий год он был избран городским головой, много сделав на этом посту для благоустройства города. Именно Д.Ф. Фалилеев руководил постройкой Спасского собора на завершающем этапе, его стараниями в конце 1886 г. собор был открыт. Дмитрий Фёдорович Фалилеев управлял городом восемь лет. В 1886 г., благодаря ему в собственность города был приобретен каменный двухэтажный дом для городского училища, в котором учились его сыновья.
Вадим Дмитриевич Фалилееев очень тепло вспоминает о жизни в г. Саранске и о старенькой няне-эрзянке. Рисовать он начал с детства и всегда просил: «Дай каяндашик», и это стало его домашним прозвищем. В четыре года ему подарили краски, с шести лет его и брата Федора учит дочь местного священника Диалектова. В семье любили музыку, сам Дмитрий Федорович хорошо играл на скрипке, жена – на фортепиано, а старшую сестру Евгению обучала игре на рояле начальница женской гимназии Елена Александровна Дельдинг. В 1886 г. Вадим Фалилеев поступает в городское училище г. Саранска. Уроки игры на скрипке ему преподает дома учитель географии из училища Иван Федорович Цыценко. Он же показывал, как надо растирать масляные краски и писать ими.
Своим первым учителем рисования Вадим называет служащего с винокуренного завода отца Ивана Константинова. Страстный любитель лошадей, он учил маленького Вадима рисовать животных, учитывая их породу и характер. Также любовь к живописи прививала Вадиму жившая по соседству Лидия Львовна Токарева, которая профессионально занималась живописью и готовилась стать учителем рисования. И впервые у нее он увидел и попробовал рисовать настоящими акварельными красками на меду и тонкими, а не «детскими» кисточками.
Учитель истории Николай Константинович Остромецкий в летние каникулы дополнительно занимался с детьми, описывая архивные документы города, он нашел предков Фалилеевых и научил Вадима основам палеографии. В ранние школьные годы Вадим любил рисовать шаржи на своих приятелей.
В 1892 г., через год после разорения Д.Ф. Фалилеева, его дочери продолжили учебу в прогимназии и жили в Саранске у сестры отца Марии Фёдоровны по мужу Удаловой. Сыновья Федор, Вадим и Алексей были отправлены к тетушкам в Пензу, на учёбу в городское училище. На следующий год мальчики должны были сдавать экзамены в гимназию. Но финансовое положение в семье было очень сложным и платить за образование было нечем. Вадима и Федора отправляют в сельскохозяйственное училище при селе Марииновка, недалеко от одноименной железнодорожной станции в Саратовской губернии. Успешно сдав экзамены, братья были приняты на обучение за счёт казны с небольшой платой за проживание. В училище они учились шесть лет.
В 1899 г. Вадим поступает в Пензенское художественное училище, но после смерти отца оставляет учёбу и едет к матери в Саранск, где она жила с младшими детьми. Саранская тетушка Мария Федоровна даёт деньги на поездку в Петербург и учёбу в художественной школе княгини М.К. Тенишевой, где преподавал И.Е. Репин. В этой школе В.Д. Фалилеев проучился три месяца и в конце марта 1902 г. получил извещение о возвращении в Саранск для отбытия воинской повинности. Но желание продолжить образование побеждает и В.Д. Фалилеев едет в Киев, где поступает в художественную школу. Это была государственная школа и её учащиеся имели право на отсрочку от армии.
В 1903 г. В.Д. Фалилеев был принят в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Ежегодно летом он приезжает к матери в Новосельцево, где при мельнице на р. Карнай находился дом семьи и все называли свое хозяйство – Карнайский хутор. В 1905 г. обучение было прервано революционными событиями и уже в феврале В.Д. Фалилеев уезжает на Карнайский хутор и работает там до осени. В апреле 1905 г. вместе с другом Т.П. Чернышевым, В.Д. Фалилеев едет в Кенчурку оформить документы по наследству и выбрать место для будущего дома. Свой дом со студией В.Д. Фалилеев построит только в 1913 г., а пока на высоком холме, с которого открывались прекрасные виды, художники построили себе тёсовый шалаш и писали этюды. На маленьком самодельном станке на Карнайском хуторе были напечатаны первые гравюры «Гроза», «Косари», «По дороге» и др. Летом у матери собиралась вся семья – пять братьев и сёстры с супругами. Вот как вспоминает художник об этом периоде: «Около нашей мельницы всегда лежало несколько сухих толстых кленовых бревен. Я с братьями пилил эти брёвна на кружки, высушивал кружки ещё в печке, обрубал в прямоугольники, шлифовал края и склеивал их вместе в большие доски. Затем начиналась трудная работа строгать и шлифовать эти «торцовые» доски. Руки болели. От боли в локтях я часто не мог спать, но зато у меня были доски, годные для гравирования».
Возможно, именно на этих досках были созданы первые гравированные портреты, которые сохранили образы членов семьи Фалилеевых. В 1905 г. художник выполнил портрет старшего брата Федора Фалилеева, а в 1906 г. ещё один, как напоминание и благодарность о совместной работе над досками для гравюр. Федор Дмитриевич Фалилеев (1877–1939) был на год старше Дмитрия, они вместе учились в городском училище Саранска, потом в Пензе и шесть лет – в Мариинском земледельческом училище. В каталогах часто воспроизводится работа «Митя Фалилеев» (1906 г.) – портрет младшего брата художника, который родился в Саранске в 1889 г.
Самой младшей в семье Фалилеевых была Мария (1895–1985). В 1918 г. она вышла замуж за мещанина г. Саранска Павла Александровича Кубанцева (1884–1969). Большой род купцов Кубанцевых был очень известным в городе. Их предок Иван Михайлович Кубанцев одним из первых в 1850-х гг. получил звание потомственного почётного гражданина.
К сожалению, в нашем городе не сохранился дом Фалилеевых. Несколько лет назад было снесено и бывшее здание городского училища. Но работы В.Д. Фалилеева бережно хранятся в музеях Саранска, его творчество представлено в обновлённой экспозиции МРОКМ им. И.Д. Воронина.
На выставке к юбилею художника представлены фотоматериалы рода Фалилеевых, переданные в музей братьями Кубанцевыми Ильей Александровичем (г. Москва) и Михаилом Александровичем (США), которые являются родственниками по линии дочери Дмитрия Федоровича Фалилеева – Марии Дмитриевны (в замужестве Кубанцевой). Посетители смогут увидеть редкие семейные фотографии, а также работы художника-гравёра Вадима Дмитриевича Фалилеева. Особый интерес представляют иллюстрации выполнены художником В.Д. Фалилеевым, к первому изданию (1914 г.) книги Саши Черного «Живая Азбука», после эмиграции автора и художника тираж книги подлежал уничтожению и сохранились лишь отдельные экземпляры, которые являются библиографической редкостью.
Посещение доступно по «Пушкинской карте».
С.А. Телина, заведующий историческим отделом