Художник и война. Сочетание этих слов вызывает в памяти картины, написанные мастерами батальной живописи – художниками-баталистами. Великая Отечественная война породила качественно иное понятие – художник-фронтовик.
Художники служили в разных родах войск, имели разные воинские звания и военные специальности. Они работали в редакциях фронтовых газет, рисовали воинов-героев, выпускали листовки, готовили плакаты и почтовые открытки, оформляли «боевые листки», наглядные пособия и полковые газеты.
Запечатлеть увиденное художник мог чаще всего лишь в форме быстрого рисунка-наброска, лишенного академичности и внешних эффектов. Но во фронтовом рисунке, при всей его документальности, – не сухая фиксация событий. В нем – искренность и боль, трепетность чувств художника, выраженные в каждой линии, в каждом штрихе, порой начертанных, кажется, не рукой, а обнаженным нервом. Именно на запечатленном в быстром рисунке солдате замыкается стратегия полководцев, его боевой путь символизируют цветные стрелы на оперативных картах командиров. Фронтовые портреты помогают понять, что давало советским людям силы выдержать нечеловеческие испытания, что позволило им в невероятных условиях оставаться людьми и до конца выполнить свой патриотический долг.
В альбом вошла малая часть работ из фондов Музея Победы, созданных фронтовыми художниками. Многие из изображенных на них бойцов не вернулись с войны, но благодаря активистам Ассоциации студенческих поисковых отрядов стало возможным узнать их судьбу. Сегодня с пожелтевших листов на нас смотрят герои, которые внесли свой вклад в Победу. Проект «Фронтовой альбом» позволяет им вновь заговорить, спустя десятилетия молчания. Виртуальные посетители увидят 29 рисунков фронтовых художников.