Цветовая схема:
Размер текста:

Барышня – крестьянка

Выставка

Выставка «Барышня-крестьянка» приурочена к Международному женскому дню и будет проходить с 6 марта по 26 апреля.

В первой части выставки представлена городская женская одежда, обувь и аксессуары, а также детали интерьера конца XIX – начала XX века. Посетители познакомятся с двумя костюмными комплексами и свадебным платьем. Некоторые детали женского туалета экспонируются впервые.

Первый костюм является повседневным для горожанки среднего достатка. Представляет собой кофту и юбку, которые выполнены из шелка горчичного цвета, дополнены шелковым платком и серыми ботинками на шнуровке. Подобные костюмы шились местными портнихами.

Второй женский туалет летний, легкий и воздушный – выполнен из белой вуали, украшен кружевной отделкой. У платья интересная конструкция – оно состоит из лифа и юбки, которые соединяются между собой на талии маленькими крючками. Костюм дополнен белым кружевным зонтиком. Его ручка сделана из дерева, украшена металлическим набалдашником и кисточкой. Подобные зонтики защищали женщин, в первую очередь, от солнца, предохраняя кожу от загара.

Третье платье, представленное на выставке, является свадебным. Оно выполнено из шелкового атласа кремового цвета, с длинными драпированными рукавами и шлейфом. Отделано вышивкой и жемчужными бусинами. Такое платье могла купить в столичном магазине только дама с высокими доходами, из среды богатых дворян. Платье дополнено туфлями из белой замши, украшенными перламутром и бисером. 

Изящным штрихом к представленным костюмам являются кружевные воротнички для платья, а также детали интерьера – подсвечник, часы и фарфоровая статуэтка.


Второй раздел выставки посвящен крестьянскому костюму.

На территории мордовского края в конце XIX – начале XX вв. бытовало несколько комплексов русской одежды. Самым древним считается понёвный, самым распространенным – сарафанный, который имел разные названия в зависимости от кроя и ткани. Таким образом, одежда имела признаки как южного, так и северного костюма, а также дополнялась элементами, заимствованными из костюма ближайших соседей – мордвы.

Понёвный комплекс представлен подвенечным костюмом 1917 года из села Студенец Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянский район РМ). К этому времени понёва осталась как повседневная одежда замужних женщин. Девушки надевали её во время свадебного обряда.

Один из наиболее архаичных типов сарафана – косоклинный распашной бытовал в селе Исса Инсарского уезда Пензенской губернии (ныне Иссинский район Пензенской области) в 1907 году. Название своё он получил по особенности кроя, при котором к двум передним и одному заднему полотнищу сарафана пришивали косые клинья, сильно расширяющие его к подолу. Разрез сарафана чаще всего зашивался наглухо, а пуговицы и навесные петли имитировали застёжку. Носили с рубахой «рукава» с прямыми поликами – прямоугольными плечевыми вставками, соединяющими переднее и заднее полотнища и расширяющими плечевую часть рубахи. Праздничные «рукава» шили из покупной ткани чаще всего красного цвета.

Прямой круглый сарафан поступил в музей из деревни Ташкино Ичалковского района РМ (ранее Лукояновский уезд Нижегородской губернии). Его шили из пяти-девяти полос яркой покупной ткани, которые наверху собирались в складки и обшивались тесьмой. Спереди или сбоку делался небольшой разрез, который застегивался на пуговицу или крючок. Сарафан держался на плечах с помощью лямок-«мышек». Подол его украшали 2 – 3 ряда кружев или тесьмы и оборка-«волан». Носили его с бесполиковой рубахой, ворот которой был настолько широк, что рубаху можно было надевать, не расстегивая пазуху. Широкие и пышные рукава украшались вышивкой, в основном красного и черного цвета.

К концу XIX в. в крестьянской среде под влиянием городской моды получили широкое распространение кофты с высоким стоячим воротником и пышными рукавами с манжетами. Кофты шили исключительно из фабричных тканей, отделывали защипами, ленточками, кружевом, сутажем по вороту, груди и рукавам. В селе Судосево Карсунского уезда Симбирской губернии (Большеберезниковский район РМ) кофты носили с юбкой или сарафаном, но уже надевая поверх него: сарафан в этом случае служил юбкой.

Несмотря на то, что до начала XX века женщины и девушки продолжали изготавливать ткани самостоятельно, а прядение и ткачество играло значимую роль в хозяйстве, в крестьянской среде все шире использовались фабричные товары для рукоделия. Праздничную одежду заказывали местным портнихам, которые обращались к «городским» фасонам. Перестали быть редкостью швейные машины: их можно было приобрести в рассрочку у торговых агентов. С 1901 года в уездном городе Подольске был построен завод мануфактурной компании «Зингер» и налажен выпуск швейных машин, которые в достаточном количестве стали поступать на российский рынок.

Дополнениями к костюмам служили нарядные тканые пояса, которые завязывали сбоку прямым узлом, и кармашки-«лакомки» для мелочей. Пояса изготавливали сами, украшали яркими узорами или заказывали в монастырях: с вытканными надписями, главным образом, религиозного содержания. 


И. Н. Кудашкина, заведующая отделом этнографии
 А.Н. Занкина, научный сотрудник исторического отдела

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")