Цветовая схема:
Размер текста:

Защитница всего живого

С древнейших времен женщина была хранительницей, защитницей и продолжательницей рода. Этот образ лег в основу первых мифов о сотворении мира как образ Праматери, Прародительницы всего живого. Народы-земледельцы отождествляли ее с Землёй-кормилицей.

Символические изображения Великой богини как самые сильные обереги обязательно присутствовали в декоре одежды, домашнего текстиля, украшений. Фигуры Берегинь с воздетыми к небу руками – один из элементов вышивок женских рубах и свадебных полотенец Каргополья.

В орнаментах славянских и финно-угорских народов женское начало и плодородие символизировал элемент с устойчивым названием «лягушка», «ватракш» – ромб с «крючками» в верхней и нижней части. «В этнографическом материале такой ромб, разделенный на четыре части с четырьмя точками, встречается вплоть до наших дней. Особенно часто он применяется при орнаментировании свадебных вещей (полотенец, понев и др.», – отмечал один из авторитетнейших исследователей символики орнамента Б.А. Рыбаков.

Часто утрированные женские фигуры присутствуют среди прочих символов благопожелания в резьбе эрзянских свадебных сундуков – «эрямо парей». Налобные вышивки наиболее архаичных женских головных уборов мокши и эрзи «бабань панга» и «панго» обязательно содержали ромбические элементы. Ромб с точкой внутри, как обозначение засеянного поля, знак плодородия, встречается в орнаментике татар.

Образ женщины стал одним из самых распространенных мотивов в прикладных ремёслах практически всех этносов нашей страны. Он пережил века, и в настоящее время широко используется мастерами декоративно-прикладного искусства, продолжающими традиции народных кустарных промыслов. Это и схематично вырезанные из цельного куска дерева куклы-панки поморов русского Севера, и каргопольские глиняные берегини, и дымковские «барыни»…

Повсеместно в крестьянских семьях женщины делали детям игрушки-обереги – лялек-берегинь, свёрнутых из лоскутов ношеной одежды без иглы и ножниц. Девочки мастерили нарядных кукол-«девок» для игры «в гости», «в свадьбу». Заветную куколку, как залог семейного и женского счастья, матери тайком передавали дочерям накануне свадьбы. Обычаи эти давно стали для нас чем-то забытым, «преданьем старины».

Но почему мы до сих пор так любим кукол?


И.Н. Кудашкина, заведующая отделом этнографии

Источники:

Богуславская И.Я. Художественные особенности русской народной вышивки с геометрическим орнаментом (XIX – XX вв) // Советская этнография, № 1, 1982. С. 101 – 112.

Рыбаков Б. А. Происхождение и семантика ромбического орнамента // Музей народного искусства и художественные промыслы. Сборник трудов научно-исследовательского института художественной промышленности. М., Изобразительное искусство, 1972. С. 133—134.

Лузгин А.С., Рогачев В.И. Осмысление традиций орнаментальных мотивов мордвы: учебное пособие. Саранск, Мордов. Кн. Изд-во, 2005. 88 с.


Вернуться к списку новостей