Имя татарского поэта Мусы Джалиля, который был убит 25 августа 1944 года в берлинской тюрьме Плетцензее, известно многим, но мало, кто знает, что вместе с ним под ножом гильотины погиб его друг и сподвижник Ахмет Симаев.
Родился Ахмет Садригдинович Симаев 28 января 1915 года в деревне Усть-Рахмановка Краснослободского уезда Пензенской губернии (теперь это территория Республики Мордовия).
В 1931 году семья Симаевых переехала в Москву. Ахмет начал работать на строительстве первой очереди метрополитена. Тогда же (1933 - 1936 гг.) в качестве рабкора стал активно сотрудничать с газетой «Ударник метростроя», где публиковались его стихотворения. Их тематика определялась известной идеологией злободневности - «Метрострой», «Бригадир Кугушов», «Письмо из колхоза», хотя первые поэтические строки сложились еще в школьные годы.
Вместе с братом Фаттахом в Москве Ахмет посещал литературный кружок, руководил которым Муса Джалиль. Творческие занятия, долгие разговоры, взаимная симпатия, а потом и крепчайшая дружба с Джалилем во многом предопределили жизненный путь Ахмета. А.Симаев продолжает писать стихи, посвящая их родине, которую покинул в юности, но где часто любил бывать. Эта кровная привязанность к родным местам отразилась не только в стихах, но даже в псевдониме Симаева - «А. Влиндор». Влиндор – исконное татарское название Усть-Рахмановки.
В 1940 году Ахмет Симаев был призван в Красную Армию, а потом началась война.
Симаев находился на фронте шесть месяцев. У жены Ахмета Валентины сохранилось его последнее письмо, датированное 12 февраля 1942 года, «Валя я на своей земле, но пока не нашей. Ты понимаешь, почему. Я в командировке. Мне обещали, что, когда вернусь, выполнив задание, отпустят домой в отпуск. Жди…»
Но Ахмет Симаев не встретился с родными. «Начальник рации 250-го воздушно-десантного полка, ефрейтор Симаев в период выполнения полком боевых задач в тылу врага в сложных метеорологических и боевых условиях с 20 января 1942 года держал бесперебойную связь со штабом». Это записано в его наградном листе, согласно которому, приказом Западного фронта от 31 мая 1942 года он был представлен к медали «За боевые заслуги».
…Писем от Симаева больше не было. Никто не знал о его судьбе. Считали «без вести пропавшим» …
Немецкий литератор Леон Небенцаль писал: «Джалиль и его товарищи вели борьбу против фашизма в особенно трудных и тяжелых условиях татарского легиона «Идель-Урал», сформированного ставленниками Розенберга. Комитет «Идель-Урал» («Идель» в переводе на русский – Волга) по существу являлся резервным правительством «государства», которое фашисты намеревались создать на территории Поволжья и Приуралья. Этому сильному врагу противостояла берлинская подпольная группа Сопротивления, руководимая Джалилем и его сподвижниками. Под вывеской националистического комитета «Идель-Урал» патриоты выпускали листовки антифашистского характера, размножали и распространяли сводки Совинформбюро.
В августе 1943 года грянули аресты. Члены комитета были посажены в одиночные камеры тюрьмы на Александерплац. Ахмета Симаева, как одного из руководителей подполья, допрашивали на Принц-Альбрехтштрассе. В конце февраля 1944 года группу Джалиля из Берлина перевели в Дрезден. В предварительной тюрьме в одиночных камерах каждому было предъявлено обвинительное заключение.
Только в ноябре 1945 года вручили жене извещение, в котором сообщалось, что «красноармеец Симаев Ахмет Садритдинович погиб в концентрационном лагере в германском плену в феврале 1944 года» …
А потом в семью Симаевых пришло письмо от лейтенанта Лукьянова, где он сообщал, что при обследовании после взятия нашими войсками Дрездена местной тюрьмы на стене одной из камер обнаружена надпись: «Здесь сидел сидел Ахмет Симаев, журналист, москвич. Нас из России 11 человек. Все мы осуждены вторым Германским имперским судом на смертную казнь. Кто обнаружит эту надпись и вернется живым на Родину, прошу сообщить родным и близким о нашей судьбе. 24 марта 1944 года».
Материалы А. Симаева в фонды МРОКМ им. И.Д. Воронина передал журналист Воскресенской районной газеты «Коммунист» Сергей Кристи, который до войны работал с Симаевым. Это фотографии, фотокопия наградного листа о представлении к медали «За боевые заслуги», фотокопия карточки регистрации смерти, фотографии участников сопротивления, оставшихся в живых.