22 марта по народному календарю отмечается праздник «Сороки» или «Жаворонки». В православном церковном календаре вспоминают сорок севастийских воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру во Христа в городе Севастии.
Согласно народному календарю, в этот день зима кончается – весна начинается, день с ночью меряется – равняется. На «Сороки» - вторая встреча весны (первая — на Сретенье, 15 февраля).
Также крестьяне считали, что в этот день из теплых краев прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Хозяйки выпекали из постного теста булочки в виде жаворонков. Иногда вылепляли их вместе с гнездами и яичками. Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Дети насаживали печенье на палочки и выносили на улицу, подбрасывали вверх и кричали заклички: «Весна-красна, на чем пришла? На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». Или: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, красное, покажись! Пошли нам, Господи, теплого лета, урожайного года и побольше света!». Кликая весну, пели особые песни — веснянки. Кроме жаворонков к празднику 40 мучеников Севастийских еще пекли постные блины — «преснушки».
Дети играли, водили хороводы на подтаявших лужайках, а под вечер прикрепляли печеные фигурки к веткам деревьев, прятали их под крыши домов и сараев, скармливали скоту и съедали сами.
В некоторых местностях готовили печенье в виде небольших крестиков, обладающих, по поверьям, большой живительной силой. В такое печенье запекали различные предметы, символизирующие богатство или бедность, счастье или неудачи. Собравшиеся за столом члены семьи одновременно разламывали доставшиеся им фигурки и гадали на свою судьбу.
Если же дни стояли морозные даже после закликания весны, то крестьяне выбрасывали на улицу специально испеченные колобки (шарики из теста) и выставляли на крыльцо миску овсяного киселя, приговаривая: «Мороз-Красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру-поздорову!»
У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья. С песнями-веснянками наряжали деревья, украшали их разноцветными ленточками, колокольчиками, игрушками, цветами, выпечкой.
Позвав весну, крестьяне начинали активную подготовку к весенним полевым работам.
Приметы:
Если на Сорок святых оттепель, то будет хороший урожай проса;
Если на Сороки тепло, то следующие сорок дней (до Зосима пчельника – 30 апреля) будут теплыми, а если холодно – холодными;
Солнце в кругах – к отличному урожаю;
Синица на Сороки запела – тепло ворожит;
Теплый ветер – к ненастному лету;
Ласточки прилетели – к урожайному году.
Источники: Русский народный календарь / Авт.-сост. Н. Будур. — М.: Олма-пресс, 2005. - 608 с.
Фото: https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0322/000d97b1-bb33220e/img5.jpg
С.Б. Подгорнова, заведующая музейно-этнографическим комплексом «Мордовское подворье»