Цветовая схема:
Размер текста:

«Весна души»: смысл и традиции Великого поста

Пост – это добровольное аскетическое делание, которое включает в себя: воздержание от пищи животного происхождения и перенасыщения, от развлечений, увеселений, а также особенно тщательную проверку души и исправление её, понуждение себя на добрые дела, молитву, чтение и размышление о духовных вещах. Результатом поста должен стать духовный рост, изменение себя в лучшую сторону. Не зря пост называют «Весной для души».

Великий пост состоит из двух частей: 

– Святая Четыредесятница – это первые сорок дней Великого поста, символизирующие сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне.

– Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой, посвящённая воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя. Во время этой недели вспоминается Тайная вечеря, предание на суд, распятие и погребение Иисуса Христа.

Исторически сложилось так, что Великий пост стал важной частью православной традиции, его корни уходят в первые века христианства.                В XIX – начале XX века в России традиции соблюдения поста в крестьянской среде были типичным и общерусским явлением. Сельские жители более истово, чем горожане, старались следовать всем предписаниям. Особенно строго крестьяне говели на первой, четвертой и Страстной неделе. В это время постящиеся старались как можно меньше говорить, чтобы не проронить пустого слова; по вечерам, если есть в семье грамотный, читалось Евангелие, все слушали или молились. Церковные службы посещали добросовестно и аккуратно, а перед исповедью кланялись друг другу в ноги, прося простить, Христа ради, согрешения.

Постная пища – ещё один важный аспект Великого поста. Православные христиане воздерживались, и сегодня воздерживаются, от мясных, молочных продуктов, яиц, рыбы. Основой постной пищи на территории мордовского края в конце XIX – начале XX века были различные постные супы (похлебки), постная выпечка, овощи.

Овощи ели в свежем, квашеном, соленом, сушеном, вяленом виде, отдельно и в качестве добавки к различным блюдам – мучным, крупяным. В овощах, как правило, не было недостатка, при нехватке других продуктов ими заглушали чувство голода.

Важную принадлежность крестьянского стола составляла капуста, из которой готовили множество блюд и приправ. Она употреблялась как в свежем, так и в квашеном виде. Рубленая, квашеная белокочанная капуста подавалась к столу с квасом или приправленная растительным маслом. Капусту тушили, применяли в качестве начинки для пирогов. Чтобы улучшить вкус капусты, в нее добавляли ягоды, морковь, яблоки.

Одним из самых распространённых овощей в Мордовии были и остаются огурцы. Традиции выращивания огурцов сохраняются ещё с XIX в. Например, жители с. Заречного Краснослободского района выращивают огурцы со второй половины XX в., поэтому их называют огуречниками. По сведениям начала 80-х гг. XIX в., на территории Пензенской губернии в значительном количестве выращивали для продажи огуречные семена сортов Аксельские и Краснослободские. Потребляя капусту и огурцы в больших количествах, знали, однако, что особой сытости они не дают. Больше почитали лук и чеснок как витаминные овощи, спасавшие от цинги, а за калорийность ценили репу, а потом заменивший ее картофель. Репа в определенной степени играла роль хлеба. Урожайная и неприхотливая культура, репа могла долго храниться, стоила дешево. Излюбленным блюдом русских в постные дни были нарезанные тонкими ломтиками редька, пареные морковь и репа, вареная столовая свекла. Они подавались с растительным маслом. В рацион русских крестьян Инсарского, Наровчатского, Темниковского и Спасского уездов входили блюда, широко распространенные в пище южнорусского населения, например – тыква, использовавшаяся для приготовления разных кушаний, любимым из которых была пареная в чугуне или горшке.

Со второй половины XIX в. широкое распространение среди русских крестьян мордовского края получил картофель. К началу XX в. уже почти не оставалось блюд на столе русских, в которые не добавляли бы картофель. Наибольшее распространение в пост получил картофель в мундире: вымытый корнеплод отваривали в кожуре. Очищенный картофель ели с огуречным рассолом, огурцами, грибами, капустой. В с. Старая Авгура Краснослободского района картофель запекали с грибами.  

 

В заключение хотим заметить, что во все времена Великий пост не был просто диетой. Пост учит смирению, самодисциплине, любви к ближнему, борьбе со своими страстями и недостатками. Он стал неотъемлемой частью культуры и традиций русского православного населения.


М.Н. Седова, научный сотрудник отдела этнографии


Источник фото: сообщество ВК храма Николая Чудотворца города Саранск https://vk.com/nikolskiyhramsaransk

Источники:

Народы Мордовии : историко-этногр. исслед. / Л. И. Никонова [и др.] ; под ред. д-ра

ист. наук, проф. В. А. Юрченкова, д-ра ист. наук, проф. Л. И. Никоновой – Саранск, 2012.

Интернет-источники



Вернуться к списку новостей
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")