В христианской традиции в шестое воскресенье Великого поста отмечается Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье — переходящий двунадесятый праздник. Дата его каждый год меняется и зависит от Пасхи.
Как сказано во всех четырех Евангелиях, Иисус Христос торжественно вошел в древний Иерусалим. Жители города встречали Его как Спасителя и земного царя: устилали путь Христа своими одеждами и пальмовыми ветвями, радостно восклицая: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!».
С принятием православия на Руси в честь этого праздника вошло в традицию освящать веточки вербы или ивы: подобно воскрешенному Христом Лазарю, весной этой дерево первым оживает после долгой зимы. Освященные вербы верующие хранят в течение всего года, украшают ими иконы.
Почтительное отношение к вербе, вера в ее целебную силу и жизнестойкость зародилась еще в дохристианские времена. Вербой хлестали и домочадцев, и домашний скот, чтобы в течение года не пристала к ним никакая хворь; вербные почки давали глотать заболевшим. Прошлогодние веточки никогда не выбрасывали: их «пускали на воду», втыкали в крышу дома «от пожара». С принятием православия освященной в церкви вербой хозяйки провожали скот со двора в день первого выгона, чтобы коровы возвращались домой здоровыми.
Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» писал: «Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!» и с вербою в руках доводят до места пастбища... В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез!». Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам… На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями».
Верба с давних времен почиталась и среди мордовского народа: она первая сообщала о том, что скоро придет тепло, давала здоровье, жизненную силу людям и животным. После принятия православия народный календарь мокшан и эрзян стал представлять собой синкретизм дохристианского земледельческого и православного календарей, поэтому в обрядах Вербного воскресенья присутствует смешение христианских и языческих элементов: накануне в домах обязательно делали уборку, ходили к реке за вербой, а затем освящали ее в церкви. В праздничное утро мать новой вербой будила детей, приговаривая: произнося следующие слова: «Вирмась кишти, Вирмась морай, Вирмать аватсь аварди» (Верба пляшет, Верба поет, Верба-мать плачет). Обряд был связан с покровительницей весеннего ветра и матерью вербы – Вармавой.
Вечером было принято приглашать гостей. На Вербное воскресенье продолжался Великий пост, в связи с чем петь песни не разрешалось. Гостей сначала угощали, а затем хлестали вербными ветками, желали здоровья и семейного счастья.
Вербу наряжали бумажными цветами, ставили на иконостас и хранили до следующего года.
Сегодня мы не соблюдаем весь комплекс обрядов этого прекрасного весеннего праздника, но в каждой квартире традиционно стоит ваза с веточками вербы, которую верующие обязательно освящают в храме. Народные обряды, связанные с почитанием Матери-вербы, можно увидеть в исполнении фольклорно-этнографических ансамблей и участников художественной самодеятельности Домов культур.
Ой, Вармава, Вармава! Ой, Вармава, Вармава!
Сась, сась тунданясь, Пришла, пришла весна,
Тусь тундань шадонясь! Пришло весеннее половодье!
Ива-вась! Ива-вась!
И.Н. Кудашкина, заведующая отделом этнографии