Цветовая схема:
Размер текста:

Вербась кишти, Вербась морай (Верба пляшет, Верба поет)!

Почитание вербы как дерева, дающего силу и жизнестойкость, у мордовского народа берет начало в дохристианских весенних обрядах земледельческого культа.

Этнографы и фольклористы отмечают бытование обычая, связанного с покровительницей ветра Вармавой, которую просили принести весну. Первыми от дуновения теплого ветра пробуждались вербные почки, передавая людям послание богини: скоро конец холодам, скоро оживет земля и начнется новый хозяйственный год. По преданию, в каждой вершинке вербной веточки сокрыта божья сила, которая наделяет здоровьем людей и животных. Поэтому вербные почки считались целебными.

В канун праздника, посвященного Вармаве, молодежь деревни устраивала «Эрьбань салмат» – «Вербные кушанья» (э.). Девушки просили у покровительницы здоровья людям, урожая земле, приплода скоту. Все жители ходили на берег реки, рвать вербу и петь песни-заклички «вербавань морот» (м.), «эрьбань морот» (э.) – вербные песни:

Эрьба, матушка,     Верба, матушка,
Эрьба, кормилиця!     Верба, кормилица!
Вана таргинек столенек.     Вот накрыли мы стол.
Панинек кишнек-салонок,     Напекли пирогов,
Путынек ведра пуринек!     Приготовили угощения!
(э.)  

Вечером возвращались в дом, где молодежь сначала угощала гостей, а затем девушки и юноши вставали в ряд, хлестали вербными ветками каждого, желали под смех и крики здоровья и семейного счастья. На следующий день рано утром молодежь группами обходила дома и веточками вербы хлестала спящих детей:

Вербань хлыст,     Вербный хлыст,
Вербань кра!     Вербная почка!
Шумбраши максоза 
    Пусть здоровье даст
Шкайнясь!     Покровитель!
(м.)  

Потом гости выходили во двор и хлестали уже скотину в хлевах или на выгонах, чтобы ее обходили болезни, несчастные случаи, чтобы животные не плутали и знали дорогу домой:

Тракскяй, лофцта андыняй! 
   Коровушка, молоком кормящая!
Ёлма идень касфтыняй!
   Детей растить помощница!
Эрь тялоня вазыяк    В каждую зиму отелись
Кафтонь, кафтонь скалнят!
   Двумя, двумя телятами!
(м.)  

С принятием христианства в культуру мордовского народа проникают заимствования из культуры русского православия, и традиционные аграрные обряды подстраиваются под новый календарь. Обычай ходить за ветвями вербы привязывается к Лазаревской субботе, вербу обязательно освящают в церкви и уже после этого в Вербное воскресенье стегают ею детей и домашних для здоровья в наступающем году. Хлестание вербой обитателей дома остается неотъемлемым элементом обряда с обязательными словами-пожеланиями здоровья на ближайший год, достатка в семье, богатой и мирной жизни:

Вай, спите, спите.
Не бойтесь, что проснётесь!
Вербой мы вас побьём
Для хорошего урожая,
Для доброго здоровья!

Вернуться к списку новостей