Цветовая схема:
Размер текста:

Великий дуб – хранитель мордовской земли

В дохристианских верованиях мокши и эрзи олицетворением мужского начала и деревом бога-громовержца Пурьгинепаза был дуб (тума – м., тумо – э.). Раскидистый и величавый, он вызывал в душах людей благоговение и священный трепет, находил отражение в устном фольклоре:

Ламо сядт иеть сон тосо касы,                Много столетий он [дуб] стоит,

Может тыщадояк ламо сонзэ иензэ,       Может, больше тысячи лет,

Масторонь келес сонзэ эчкезэ,                Во всю ширь земли толщина его,

Менельс кассь-токась сонзэ сэрезэ.                  До небес вырос, небо верхушкой достал.

Чи, ков вельти сон тарадсонзо,               Солнце, луну заслоняет ветвями,

Валдо чи кекши сон лопасонзо...            Светлый день закрывает листьями...

Ине тумонть – эрзянь мастор кирдинть...       Великий дуб – хранитель эрзянской земли…

Согласно поверьям, дуб оберегал людей от бед. Дубовую щепку носили в ладанке, чтобы обезопасить себя от молнии. Во время общественных молений (озксов) дуб «кормили»: кровь жертвенного животного выливали под корни священного дерева, а шкуру вешали на ветви. Обходили его с просьбой вовремя послать дождь. Но не принято было находиться рядом с дубом во время грозы: Пурьгинепаз мог разгневаться и, как молодого парня в легенде «Дочь пастуха», превратить в дуб.

В мокшанском и эрзянском фольклоре в качестве Великого древа Ине чувто чаще всего выступает могучий дуб «эчке тума» (м), «эчке тумо» (э), олицетворяющий силу, твердость, мужское начало. Великое дерево выполняло функцию центра мира и считалось священным: его корни уходят в подземный мир предков, средняя часть олицетворяет живущих на земле, а ветки простираются в мир покровителей. На его ветках собираются боги, чтобы решать самые важные вопросы, касающиеся судеб людей и вселенной.

В некоторых сёлах до сегодняшнего дня сохраняется обычай ходить к «озномо тумо» (молельному дубу) с просьбой послать дождь, детей. Широко известны такие дубы, растущие в Симкинском лесничестве: самый старый из них насчитывает около 600 лет. Решением сертификационной комиссии Всероссийской программы «Деревья – памятники живой природы» он признан памятником природы и взят под охрану государства.

Используется дуб и для хозяйственно-бытовых нужд: в бондарном ремесле лучшими считаются дубовые бочки. Плотная и тяжелая древесина дуба хорошо сушится, мало коробится и растрескивается. Она заполнена особыми консервирующими веществами — тиллами, предохраняющими ее от поражения гнилостными микробами. Древесина дуба не боится воздействия влаги — наоборот, погруженная в воду, она становится еще прочнее.

И.Н. Кудашкина, заведующая отделом этнографии

Вернуться к списку новостей