В коллекции керамики МРОКМ есть настоящие сокровища. В основном, это предметы декоративно-прикладного искусства, поступившие в Музей родного края в самом начале его существования. К сожалению, установить, кому принадлежали ранее эти прекрасные вещи, не представляется возможным. В качестве источников поступления в документации 1920-х гг. указаны организации, куда произведения искусства были переданы после их изъятия из имений, находившихся в окрестностях Саранска.
В частности, из Саранской художественной студии вместе с картинами и скульптурами поступили две декоративные вазы, совершенно разные по форме и характеру росписи, но с очень похожими клеймами – нарисованными кобальтом петушками.
При изучении литературы и открытых источников было выяснено, что обе вазы изготовлены в мастерской Manifattura Figli di Giuseppe Cantagalli («Мануфактура сыновей Джузеппе Кантагалли»), существовавшей с 1878 по 1950-е гг.
Имя Кантагалли ассоциируется с керамикой начиная с XV века, но широкую известность приобретает в конце XIX в., когда братья Улисс и Ромео Кантагалли возглавляют семейный бизнес, делая акцент на возрождении традиций флорентийской майолики – апогея керамического искусства эпохи Возрождения. О популярности марки свидетельствует тот факт, что вся майолика, которая украшает здание русской православной церкви Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции (фризы, шатёр паперти и пятьдесят два кокошника с шестикрылыми херувимами), выполнена на фабрике Кантагалли.
Маркой Кантагалли стала визуализация фамилии – поющий петушок, изображаемый стоящим на одной ноге, с вытянутой шеей и открытым клювом.
Для работы на фабрике приглашаются талантливые мастера, а для обучения художников создаётся школа дизайна. К 1895 году на мануфактуре Кантагалли работал 121 человек; был выпущен каталог продукции из 1069 позиций художественной майолики с полихромной ручной росписью как в стиле эпохи Ренессанса, так и в восточном и античном стилях. Источником вдохновения для Улисса Кантагалли служили собрания художественных музеев и частных коллекций, которые он тщательно изучал, зарисовывая понравившиеся образцы. Мастерство Улисса было настолько высоко, что даже эксперты с трудом отличали его произведения от майолики 16 века.
Поэтому неудивительно, что в течение длительного времени одна из ваз из коллекции МРОКМ (с росписью в стиле традиционной флорентийской майолики эпохи Возрождения) считалась едва ли не самым старинным предметом декоративно-прикладного искусства в музее, а место производства и создания второй ‒ в стиле турецкой изникской керамики XVI века с изображением перистых листьев в характерной цветовой гамме ‒ оставалось под вопросом.
М. А. Васильева, зав. сектором изобразительных и вещественных источников