Цветовая схема:
Размер текста:

Вазы мастерской Кантагалли в собрании МРОКМ

Вазы мастерской Кантагалли в собрании МРОКМ

В коллекции керамики МРОКМ есть настоящие сокровища. В основном, это предметы декоративно-прикладного искусства, поступившие в Музей родного края в самом начале его существования. К сожалению, установить, кому принадлежали ранее эти прекрасные вещи, не представляется возможным. В качестве источников поступления в документации 1920-х гг. указаны организации, куда произведения искусства были переданы после их изъятия из имений, находившихся в окрестностях Саранска.

В частности, из Саранской художественной студии вместе с картинами и скульптурами поступили две декоративные вазы, совершенно разные по форме и характеру росписи, но с очень похожими клеймами – нарисованными кобальтом петушками.    

При изучении литературы и открытых источников было выяснено, что обе вазы изготовлены в мастерской Manifattura Figli di Giuseppe Cantagalli («Мануфактура сыновей Джузеппе Кантагалли»), существовавшей с 1878 по 1950-е гг. 

Имя Кантагалли ассоциируется с керамикой начиная с XV века, но широкую известность приобретает в конце XIX в., когда братья Улисс и Ромео Кантагалли возглавляют семейный бизнес, делая акцент на возрождении традиций флорентийской майолики – апогея керамического искусства эпохи Возрождения. О популярности марки свидетельствует тот факт, что вся майолика, которая украшает здание русской православной церкви Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции (фризы, шатёр паперти и пятьдесят два кокошника с шестикрылыми херувимами), выполнена на фабрике Кантагалли.

Маркой Кантагалли стала визуализация фамилии – поющий петушок, изображаемый стоящим на одной ноге, с вытянутой шеей и открытым клювом.  

Для работы на фабрике приглашаются талантливые мастера, а для обучения художников создаётся школа дизайна. К 1895 году на мануфактуре Кантагалли работал 121 человек; был выпущен каталог продукции из 1069 позиций художественной майолики с полихромной ручной росписью как в стиле эпохи Ренессанса, так и в восточном и античном стилях. Источником вдохновения для Улисса Кантагалли служили собрания художественных музеев и частных коллекций, которые он тщательно изучал, зарисовывая понравившиеся образцы. Мастерство Улисса было настолько высоко, что даже эксперты с трудом отличали его произведения от майолики 16 века.

Поэтому неудивительно, что в течение длительного времени одна из ваз из коллекции МРОКМ (с росписью в стиле традиционной флорентийской майолики эпохи Возрождения) считалась едва ли не самым старинным предметом декоративно-прикладного искусства в музее, а место производства и создания второй ‒ в стиле турецкой изникской керамики XVI века с изображением перистых листьев в характерной цветовой гамме ‒ оставалось под вопросом.  


М. А. Васильева, зав. сектором изобразительных и вещественных источников


Вернуться к списку новостей
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")