Постоянная экспозиция Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея имени И. Д. Воронина пополнилась великолепным экспонатом – подлинными коваными дверями из Макаровской Иоанно-Богословской церкви, завершенной строительством и освященной в 1704 г. Если учесть, что в последние год-полтора перед освящением храма продолжались внутренние отделочные работы с установкой иконостаса, то двери можно датировать как минимум 1702-1703 гг.
Более трех веков (даже если за точку отсчета принять год освящения – 1704-ый) двери находились на своем месте, и только в 2010 г. были заменены на новые. Исторический подлинник поступил в фонды музея. Несколько лет продолжалась реставрация раритета. Двери во много слоев были закрашены поздней масляной краской. После расчистки створы были пропитаны антикоррозионной жидкостью и установлены в постоянной экспозиции. Для целостного восприятия уникального артефакта была выполнена реставраторами музея В. Е. Ермоленко и А. А. Аверьяновым копия дверного портала храма по скрупулезно точным чертежам известного историка архитектуры О. И. Брайцевой (чертежи были опубликованы в 1973 г.).
Типологически Макаровская Иоанно-Богословская церковь является вотчинным храмом, который стал кратким, но ярким эпизодом русской архитектуры рубежа XVII–XVIII вв. Выстроенные, в основном, в подмосковных усадьбах в формах «нарышкинского барокко», великолепные ярусно-центрические храмы и церкви «иже иод колоколы» стали символами крупнейших аристократов-землевладельцев – дяди Петра I Л. К. Нарышкина (Фили, Троице-Лыково), кн. Б. А. Голицына (Марфино, Дубровицы) и др. Монументальный храм Макаровского погоста, его отделка и масштабы строительства были призваны подчеркнуть исключительность, богатство и величие государева дьяка, саранского вотчинника М. А. Полянского.
Как заметил первый исследователь Макаровского ансамбля О. И. Брайцева: «Используя арсенал художественных средств, широко применявшихся в русской архитектуре XVII – начала XVIII в., неизвестный зодчий создал храм, не имеющий себе аналогии».
О. И. Брайцева выявила связи с близкими по времени постройками, не сохранившимися до наших дней. Так она наглядно сравнила церковь в Макаровке с церковью Николы Большой крест (1680-е гг.) в Москве. Оба храма имели близкую ширину основных помещений (9,55 м – московский храм и 9,68 м – Макаровская церковь); равные размеры оконных проемов и украшающих их пилястр, получивших в Богословской церкви более простые формы, свойственные кирпичу. Близость этих построек между собой сказалась и в приемах разработки фасадов четверика, особенно в системе размещения ярусов ордера и оконных проемов. «Но зодчий макаровской церкви интерпретировал эти приемы по-своему. Заменив обычный сомкнутый свод с кокошниками шатром, сочетал его по-новому с ярусным восьмигранным завершением. Такая композиция Макаровской церкви более связывает ее с последующим развитием русской архитектуры в XVIII в., чем с предшествовавшими ей постройками. Иоанно-Богословский храм, расположенный в далекой от Москвы Макаровке, несмотря на скупость декоративного убранства, не уступал по художественной выразительности столичной постройке».
В 2020 г. исполнилось 310 лет со смерти владельца Макаровки и заказчика уникального архитектурного комплекса – дьяка Макара Полянского, и даже если бы он не сделал ничего из им содеянного на благо русского государства, а только построил Иоанно-Богословскую церковь, то и тогда он навсегда бы остался в истории.
Макар Артемьевич Полянский (1650–5.02.1710) – один из ярчайших представителей приказных государственных деятелей второй половины XVII – начала XVIII столетий. В середине 1660-х гг. он начинает свою службу подьячим. В 1677 – 1678 гг. принял участие в Чигиринских походах. В 1679 г. в Полку Правой руки под командованием князя М.Ю. Долгорукого М.А. Полянский защищал Киев. В 1686 г. участвовал в переговорах по заключению «Вечного мира» с Речью Посполитой.
В 1688 г. Макар Артемьевич Полянский был послан на строительство крепостей на реке Самаре во владениях запорожских казаков. Новобогородицкая крепость имела важнейшее стратегическое значение. Это крепость на Украине была базой русских армий в противоборстве в Крымским ханством. Одновременно она должна была сдерживать и запорожцев. 4 сентября 1688 г. пожалован в дьяки из подьячих Приказа Казанского дворца на Самаре в Новобогородском городе. В 1689 г. за строительство Новобогородицкой крепости Макару Артемьевичу Полянскому царями Иоанном и Петром был пожалован серебряный ковш исключительной красоты. Изготовил его мастер Серебряной палаты Кремля Петр Иванов. Ковш и сегодня можно увидеть. Он хранится в Оружейной палате Кремля в Москве и представляет собой большую ценность.
В 1692-1693 гг. Макар Полянский служил дьяком в Свияжске, затем дьяком приказа Казанского дворца.
В 1690-е гг. начинается строительство великолепного ансамбля «Макаровского погоста». При жизни вотчинника построены церковь архангела Михаила (1690-е гг.) и церковь Иоанна Богослова (завершена в 1704 г.), начата колокольня (завершена в 1720-30-е гг.).
На 1700 г. он имел поместья и вотчины в Саранском уезде (75 дворов), Можайском (2 двора), Владимирском (5 дворов), Звенигородском (11 дворов), Вологодском (1 двор), Ярославском (5 дворов), Нижегородском (3 двора), Муромском (1 двор) уездах.
26 декабря 1701 г. дьяк Макар Полянский был направлен в составе посольства князя Дмитрия Михайловича Голицына к турецкому султану Мустафе II для обмена грамотами в подтверждение соглашений Константинопольского мирного договора от 3 июля 1700 г., подписанного посольством Е. И. Украинцева.
В 1703 г. описывал землю в новопостроенном городе Петровске.
С 1705 по 1708 гг. дьяк Макар Полянский в Нарве. Последний год жизни служил у ландрихтера Я. Н. Римского-Корсакова в Новгороде, предположительно, где и умер. В 1710 г. Макар Артемьевич Полянский был похоронен в подцерковье построенного им прекрасного Макаровского Иоанно-Богословского храма, ставшего ему памятником.
В 1923 г. склеп Макара Полянского был вскрыт и уничтожен большевиками.
К счастью, сам Иоанно-Богословский храм пощадил бурный вихрь революции, и по Постановлению Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. этот памятник архитектуры приобрел Всесоюзное, а затем и Всероссийское значение, что произошло ровно 60 лет назад. Повезло и наследию храма – оно не было уничтожено богоборцами, а поступило в фонды нашего музея, где и хранится в настоящее время.
Д. В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе