У православных христиан 18 марта начался Великий пост. Он установлен в память о сорока днях, которые Христос провёл в пустыне. Постом и молитвой он боролся с искушениями, которыми терзал его дьявол.
Великий пост продолжается сорок дней. К ним прибавляется еще Страстная седмица. И завершается всё это самым радостным праздником Пасхи или Воскресения Христова. В этом году Пасха приходится на 5 мая.
Пост называется Великим не только из-за продолжительности и строгости, но и по причине его великого значения в жизни православного христианина. Главными задачами в период Великого поста являются усиленная молитвенная практика, покаяние в грехах и отречение от чувственной суеты. В это время изменяется и порядок церковных служб. Ежедневное совершение Божественной литургии прекращается. Её служат в субботние и воскресные дни поста. На протяжении всего Великого поста на утренних и вечерних службах читаются книги Ветхого Завета. В день накануне Пасхи – Великую Субботу, верующие собираются в храме на молитву. Богослужение посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа во гробе. На утрене Великой Субботы священнослужителями из храма выносится Плащаница и при участии народа обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад и победы его над адом и смертью. В этот день верующие приносят с собой в храм пасхальную пищу, чтобы освятить её. Во время Великого поста по церковному уставу нельзя употреблять в пищу продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйца и рыбу. С понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, необходимо отказываться и от растительного масла. Среда и пятница – дни сухоядения. Варёными можно есть только овощи. По воскресеньям позволено некрепкое вино в небольших количествах. Рыба дозволяется всего лишь дважды, на Благовещение и в Вербное воскресенье. Возможны и послабления в посте, которые зависят от здоровья человека и рода его деятельности. Пост облегчается для больных, престарелых, беременных женщин, людей, занятых тяжелым трудом.
Говоря о Великом посте, православные богословы подчёркивают, что аскеза должна выражаться не столько в правильной диете (как, ошибочно полагают многие), сколько в духовном сосредоточении. В этот период верующие посвящают своё свободное время, свои усилия познанию Творца, рассуждению о смысле жизни, о душе, о добре и зле. Обязательно нужно сосредоточиться на своём внутреннем состоянии и бороться с проявлениями гнева, обиды, осуждения.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Не говори мне, что “я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту”, но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что если ты упоён гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри – зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды?»
Церковь учит, что главное в Великом посте – чистота духовная. Меру в период поста следует соблюдать во всём. Глубинная сущность поста в том, чтобы человек возвысился нравственно, очистил свою душу, проникся любовью и милосердием к окружающим.
В экспозиции Мордовского республиканского краеведческого музея имени И.Д. Воронина представлены иконы, среди них есть икона «Дьякон Филипп» и икона «Богоматерь. Знамение» последней четверти XVII в., православная литература – рукописное Евангелие первой половины XVI в., книга «Страсти Иисуса Христа и избранные произведения» XVII в. и др., серебряная церковная утварь, облачения священнослужителей православной церкви, относящиеся к разному времени. Также есть витрина, посвященная празднованию Пасхи в народных традициях, где можно увидеть муляжи пасхальных атрибутов: крашеные яйца, кулич, творожную пасху. В «красном углу» икона «Господь Вседержитель» конца XIX века, на столе раскрытый Пасхальный канон.
Приглашаем посетить наш музей и проникнуться духовными мыслями и чувствами.