Цветовая схема:
Размер текста:

Цифровая культура и дополненная реальность. Новые тренды в музейной работе

В 2019 году начал осуществляться Национальный проект «Культура». Цель данного проекта, прежде всего, сделать богатейшую культуру нашей страны более доступной – и для российских граждан, и для иностранных гостей. Одно из направлений проекта – федеральный проект «Цифровая культура» – цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры. О реализации данного проекта в МРОКМ имени И.Д. Воронина 24 мая в прямом эфире радиостанции «Старт FM» (Саранск 104,5 FM) рассказывали сотрудники музея: А.В. Филимонов, заведующий отделом информационных технологий и Т.Н. Червячкова, заведующая отделом музейного развития.

Меняется общество – меняются музеи. С 2010 года в музеях России начинается стремительное внедрение цифровых технологий. Меняются взаимоотношения с музейным пространством и его «расширением» в цифровой среде. Сегодня музей – это музей-рассказчик, который осваивает мультимедийные инструменты для увлекательного повествования.

Один из таких инструментов, доступных и для музея, и для аудитории, благодаря Национальному проекту «Цифровая культура» – мультимедийный гид Artefact с технологией дополненной реальности. Он проведет вас по экспозиции и сделает поход в музей более интересным. А если вы остались дома, то даёт возможность изучать музейные коллекции в режиме «Каталог». Краеведческий музей стал первым в регионе, кто подключился к этой платформе. В эфире сотрудники музея рассказали о тех преимуществах, которые дает приложение Artefact музеям, реальным и потенциальным посетителям. Надо всего лишь установить это бесплатное приложение на смартфон. Еще никогда в истории человечества музеи не были так открыты и доступны: оцифрованные экспозиции можно «посетить» онлайн из любой точки мира, истории о предметах и событиях раскрывают самые разные грани человеческой культуры.

В эфире говорили и о важности того, что сегодня музеи «выходят за пределы своих стен» в сетевое пространство, у них появляются «цифровые расширения». Потому что единственный способ вовлечь человека в коммуникацию с чем-то новым – это рассказать ему по-человечески историю об этом. Рассказать теми средствами и способами, которые востребованы у современной аудитории.

Умение «видеть» сюжет, рассказывать историю с помощью современных технологий, «упаковать» привычное в зрелище, игру, современную коммуникацию и, тем самым, привлекать к истории, на какой бы платформе она не существовала, внимание людей – такова задача большинства творческих цифровых проектов, с которыми успешно работает Мордовский краеведческий музей.

Скорости изменений возрастают с каждым годом и будущее сулит музеям вдохновляющие перспективы, но цифровые технологии не должны быть самоцелью. Они – эффективный и удобный инструмент для развития музея, для воплощения в жизнь самых смелых идей. Сотрудники музея в эфире ещё раз подчеркнули, что даже самые совершенные технологии должны восприниматься не как замена подлинных артефактов, а только как средства, помогающие их изучить и осмыслить. Они надеются, что благодаря Национальному проекту «Культура» ценность музеев и их коллекций будет переосмыслена в обществе. А все эти технологии нейтрализуют стереотип о музее как о «закрытом» и консервативном институте, сделают его открытым и ещё больше привлекательным для аудитории.

Музей всегда рад своим посетителям!

Т.Н. Червячкова, заведующая отделом музейного развития

Вернуться к списку новостей