Цветовая схема:
Размер текста:

Троица в традициях мордовского народа

Кизэ, сак, сак! (Лето, приди, приди!)

Лембе тундо, тук, тук! (Весна, уйди, уйди!)

Сетьме пизиме кант, кант! (Принеси нам теплый дождь!)

Тусто сюро макст, макст! (Вырастет густая рожь!)

Задолго до принятия христианства в аграрных традициях мокши и эрзи большое значение имели обряды, связанные с земледельческим циклом: пахотой, севом, ожиданием и уборкой урожая. Весеннюю страду завершал ряд больших общинных молений, которые проходили в начале июня, после окончания посевных работ. Они были залогом хорошей погоды, богатого урожая, благополучия в хозяйстве. Вместе с тем, оказывали почтение и предкам: всем родом ходили на кладбища, молились, приносили угощение для совместной трапезы.

С православием в жизнь мордовского населения прочно вошёл праздник Троицы, который принёс с собой новые, христианские, традиции. При этом в народном сознании стойко сохранялась древняя языческая обрядность, призванная повлиять на рост посевов, прежде всего, ржи, пшеницы, овса.

Плодородие земли и расцвет растительности всегда были связаны с женским началом, поэтому важнейший обряд этого цикла – «бабань каша» (м., э.), в котором участвовали только женщины, стал одним непременных атрибутов троицкого обрядового комплекса.

Одним из главных поминальных дней стала суббота накануне Троицы. С давних времён до сегодняшнего дня Родительская суббота собирает весь род на «лемень кундамо» (э) – поминки, которые проходят на кладбищах. Кресты украшают зелёными ветвями. На могилы приносят брагу, вино, яйца, мёд, пшённые драчёны, блины. Каждый родственник берёт обмазанный мёдом блин и поминает умершего. Сохранился обычай раскладывать на могиле недавно усопшего его вещи: рубаху, штаны, шапку, обувь, говоря при этом: «Вот, здесь всё твоё. На том свете после бани сменяй одежду».

Главным атрибутом праздничной недели стала свежая зелень. И сегодня с вечера субботы ветками берёзы, клёна украшаются наличники домов, двери, крыльцо, пол в комнатах устилается охапками свежей травы; празднично убираются зеленью церкви.

Неделя после Троицы в сёлах была праздничной: с угощениями, играми, хороводами, в которых участвовала вся молодёжь села. Девушки ходили на гулянья в венках из листьев, цветов или просто втыкали цветы в волосы над ушами и вплетали их в косу. В воскресенье все собирались на последний обряд троицкого цикла – «Тундонь ильтямо» (э.), «Тундань ильхтема» (м.) (проводы весны). Участники обряда с песнями, играми, шутками, плясками, ряжеными проходили через всё село. Образ Весны, которая олицетворяла дух растительности, в разных районах Мордовии выражали по-своему. Это могла быть нарядно украшенная берёза, самая красивая девушка села или девочка в венке, которую несли впереди процессии, или чучела из ветвей, трав, цветов с элементами женского костюма – «потишкат».

Обряд заканчивался на ржаном поле или у речки. Здесь березку и ритуальный венок Весны разламывали и бросали, ряженые раскидывали цветы и ветви со своих костюмов, разрывали на части чучела, чтобы передать посевам и воде плодоносящую силу растений. Девушки бросали в реку свои венки, загадывая на будущее.

Народные традиции, пришедшие к нам из глубины веков, нашли своё место и в современном мире. В селе Вадовские Селищи Зубово-Полянского района в день Троицы проводится ежегодный фестиваль «Акша келу» (Белая береза), который с 2004 года указом Главы Республики Мордовия утверждён в статусе республиканского национально-фольклорного праздника.


И.Н. Кудашкина, заведующая отделом этнографии

Вернуться к списку новостей