Цветовая схема:
Размер текста:

Три Спаса августа: традиции и обычаи

Три Спаса августа: традиции и обычаи

Август богат праздниками. Некоторые из них приобрели общекультурный характер и знакомы всем, хотя изначально это церковные православные праздники. В первую очередь это относится к так называемым «Спасам». Славянское слово «Спас» (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа, которому посвящены и многие другие праздники. Постепенно традиции празднования изначально церковных праздников слились с сельскохозяйственными (а сейчас уже и гастрономическими, кулинарными) традициями этого времени года. Ведь август – сбор урожая, когда поспевают основные садовые и полевые культуры. И конечно, август – самый насыщенный месяц по сбору мёда. Земли мордовского края традиционно были одним из развитых районов пчеловодства (бортничества), в XVI-XVII веках мордовские леса были бортническими районами Российского государства. Мед оставался одним из необходимых продуктов, из него приготовлялась значительная часть напитков и сладостей. Важное хозяйственное применение находил и другой продукт бортничества – воск. И самую настоящую борть можно увидеть в экспозиции музея, а также узнать, как проходил сбор мёда диких пчёл. Поэтому дата 14 августа – Медовый Спас – праздник пчеловодов всегда имела важное значение для нашего края. Этот день соединил в себе также празднование Изнесение Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, Маковей (день памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев и одновременно сбор урожая мака), Мокрый или Спас на воде (в честь начала крещения Руси и малого водосвятия). В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.

19 августа следующий Спас – Яблочный. Он приурочен к большой церковной дате – Преображению Господню. Яблочный Спас – символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса – до тех пор собирать можно только падалицу, а верующие люди совсем не едят яблок до этого дня. Считалось, что плоды — яблоки, сливы, виноград – своеобразная награда за год тяжкого труда. Яблочный Спас — старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. Принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Девушки заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливыми. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано – то сбудется! Что сбудется – не минуется!».

Третий Спас августа – 29 августа – Хлебный или Ореховый. К этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая. Накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки. Церковный праздник – Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский (с 14 по 28 августа). С этим днем связаны народные приметы: много орехов к третьему Спасу – к обилию хлебов в следующем году; хорошая погода на Спожинки – к короткой зиме и ранней весне; если журавли улетели на юг до Орехового Спаса, то на Покров ждите мороз. По орехам молодые девушки гадали и узнавали свою судьбу на год вперед. Первый сорванный орех съедали и по его вкусу определяли, что ждет их в будущем году.

Познакомиться с историей праздников (и не только этих) можно в нашем музее. А заказав экскурсию, вы также узнаете особенности и традиции празднования в нашем крае. Музей всегда рад своим посетителям!

Т.Н. Червячкова, зав. отделом музейного развития

Вернуться к списку новостей