Новогодние праздники у мордвы – это время хороводов (кужа (мокш.), кужо (эрз.)).
Хороводные гуляния проводились под открытым небом: у околицы, на лугу, на деревенской улице, на поляне. Слово кужа, кужо переводится как поляна для хоровода.
В больших селах каждая улица имела свой хоровод, который делился на праздничный и будничный. Праздничные отличались торжественностью, многолюдностью, весельем, поэтому их называли оцю ульця (мокш.), покш ульця (эрз.) – большая улица. Нередко в таких хороводах принимали участие юноши и девушки из соседних близлежащих сел. Здесь молодежь веселилась, знакомилась, хвасталась своими нарядами. Например, в мокшанской песне «Ульяша» девушка только и думает о «большой улице», о хорошем парне: «Аньцек мяльсонза оцю ульцятне, цебярь цератне».
В хороводе участвовали молодые люди, достигшие 15-летнего возраста. При наличии в семье младшей сестры или сестер, преимуществом пользовалась старшая. Общественное мнение приписывало, чтобы младшие держались в тени. Считалось предосудительным, если младшая сестра активно участвовала в хороводе, много веселилась, стремилась показать себя. В хороводе возбранялись бесшабашность, вызывающее поведение, неопрятность в одежде. Одобрялись степенность, веселый нрав, умение петь, плясать. Пассивное поведение не поощрялось. В крестьянском быту про таких говорили таяфтф (мокш.), таядо (эрз.) или аш толкоц аф кштима, аф морама – нет толка ни в пении, ни в пляске.
Хоровод начинался так: две-три девушки, обычно живущие по соседству, выходили на постоянное место сборищ и запевали песню. Постепенно к ним подходила вся молодежь. Парни приходили с традиционными музыкальными инструментами. Приход парней заставлял девушек взяться за руки, составить круг и начать хороводную песню, сопровождающуюся пантомимой. Хороводные песни – кужонь морот были построены в форме беседы подруг. Мордовским хороводным песням, особенно любовного цикла, свойственны задор и веселье. Не случайно многие из них являлись игровыми и плясовыми.
Молодежные гуляния включали различные формы досуга: песни сменялись плясками, массовыми играми, шутками, юмором.
В хороводах формировалась дружба, зарождалась любовь, образовывались пары. Парень мог свободно выбрать себе девушку. Часто бывало так: с кем он водил хоровод, за тем и посылал сватов. Если юноша приходился не по душе девушке, то она была в праве отказаться с ним гулять, стоять в хороводе. В парнях девушки ценили умение вести разговор, играть на каком-либо инструменте, уважительное обхождение, щедрость, ловкость, силу. Не последнюю роль играли рост и крепкое телосложение. В девушках парни выделяли веселый нрав, внешность, покладистость, черные, как черемуха глаза, румянец на лице, пышнотелость. Немаловажное значение имела одежда, которая символизировала не только материальное положение, сколько трудовые качества девушки.
Одна из хороводных игр – «Третий лишний».
Участники игры выбирали себе пары и образовывали круг. Назначались два водящих, один бегал за внешним кругом, другой догонял. Чтобы не быть пойманным, он должен создать себе пару. Для этого необходимо было встать впереди любой пары и разбить их. В этом случае игрок, до этого стоявший вторым, становится третьим – лишним, теперь он бегает и старается быстрее создать свою пару. Если это ему не удавалось, то есть его ловили раньше, чем успевал создать пару, то он становился догоняющим. Во время игры каждый стремился создать пару с понравившейся девушкой.
С. Б. Подгорнова, заведующая музейно-этнографическим комплексом «Мордовское подворье»
По материалам Н. Ф. Беляевой