9 января дан старт новому совместному проекту МРОКМ имени И. Д. Воронина, «Известий Мордовии» и клуба исторической реконструкции «Владычный полк». В серии публикаций решено рассказать о наших предках, которые строили, защищали и украшали Саранск прошлых веков: о стрельцах и казаках, дворянах и землепашцах, о посадских мастеровых и священниках. А началось путешествие в глубины истории (т.е. первая публикация, вышедшая в газете) со знакомства со стрельцами – скромными героями и тружениками XVII столетия.
Авторы проекта выбрали следующий формат работы. Корреспондент газеты «Известий Мордовии» Александр Ефремов будет беседовать с к. филол. н., заместителем директора по научной работе Д. В. Фроловым о жизни различных сословий Саранска «бунташного века», а затем при помощи участников клуба «Владычный полк» переоденется в одежду соответствующего сословия и при этом опишет свои ощущения.
Опуская историческую часть повествования, которую мы предлагаем прочитать на сайте партнера проекта – газеты «Известий Мордовии», оставим лишь впечатления корреспондента от моды допетровской России.
В полной мере почувствовать себя стрельцом мне помогли реконструкторы Клуба «Владычный полк». Кропотливо трудясь много лет, «полковые» энтузиасты и мастера восстановили комплекс одежды и вооружения разных сословий XVII века, в том числе и стрелецкого. Начинаю перевоплощаться в служивого! Первым делом надеваю широкие, без карманов, штаны из домотканой материи. Вместо носков, на манер портянок, ступни, голени и ноги до колен обматываются длинными онучами (двухметровые полосы тонкой льняной материи). Без реконструкторов я бы не справился: правильно намотать их, чтобы онучи держались на ногах, а потом не натерли бы ступни – дело хитрое. Вместо дорогих в XVII веке сапог я обуваюсь в самодельные поршни – обувь из юфти, телячьей кожи, на манер «мокасин Гайаваты» на плоской подошве. К ноге они крепятся длинными пеньковыми нитями – оборками. В принципе, ногам в них удобно, но к поршням надо привыкнуть – это вам не современные ботинки на эргономичной подошве.
Теперь – рубаха. Тоже льняная, на подкладке-«подоплёке», ворот украшен нарядной тесьмой и латунными пуговками. В меру широкая, удобная. По правилам XVII века, обязательно подпоясываюсь плетеным шнуром с кистями. Затем – верхняя одежда. Стрелец у меня небогатый, носит сермяжный кафтан из домотканого сукна (хорошо хоть – крашеного), на льняной подкладке, с латунными пуговками. Застегиваю их все: ходить нараспашку по улице 380 лет назад считалось очень неприличным. Кафтан похож на теплое пальто… Туго подпоясываюсь кожаным ремешком, к которому крепятся ножны с хозяйственным ножом и кошель, заменяющий карманы. В нем могли лежать: гребешок, шильце и дратва для починки обуви, нитка с иголкой, оселок для ножа, монеты, ежели они водились у служивого. «А сабля?» – спросите вы. Увы, далеко не все городовые стрельцы имели портупейное оружие. Вот моему не досталось.
Поверх кожаного ремешка реконструкторы (самому опять не справиться) наматывают мне 5-метровый льяной кушак. Местами перекручивают для красоты, расправляют складки. Кушак в XVII веке – вещь статусная, показывающая: не последний ты человек! Дополняет костюм шапка: верх – сукно крашеное, подкладка – лен, околыш овчина (я сразу становлюсь поход на кудрявого Максима Галкина). В руки беру бердыш – топор на рукояти длиной в 2 аршина, с широким лезвием в виде полумесяца, с ремнем, чтобы в походе носить за спиной. Все, можно идти в караул по улицам города! Спросите: «А мушкет? А перевязь с натруской и «12 апостолов»? Но полное снаряжение носилось только на смотрах и в военное время. А моему стрельцу – идти на пост к воротам или на стену крепости, или следить за порядком на улицах. Или выпить кружечку кваса – пока не поручили нового дела».