В рамках темы, посвящённой истории одного экспоната сотрудники МРОКМ им. И. Д. Воронина продолжают знакомить наших посетителей с различными артефактами, хранящимися в обширных фондах музея. Сегодня речь пойдёт не просто об экспонате, но о целой группе предметов, характерных для материальной культуры древней и средневековой мордвы.
Бляха с «крышечкой» (или «дверцей») широко известна всем, интересующимся древнейшими страницами истории финно-угорских народов. Ведя своё начало от круглых плоских блях с округлым отверстием радиальными обоймами с иглой на конце (такие встречены в наиболее древних могильниках мордвы – в конце II – III вв.), постепенно меняясь и эволюционируя, данный тип украшения доходит до конца XI в., после чего практически не встречается. Менялся размер бляхи, форма дверцы-крышечки (с ромбической до округлой и сердцевидной), а также орнаменталистика, часто встреченная на подобных изделиях.
Украшение располагалось на грудном отделе захоронённой женщины (реже – на тазовых костях). Её закрепление и ношение на одежде происходило посредством ремешка, закрепляемого иглой, или заострением на крышечке. Интересно, что часто различные зоны бляхи украшались гравировкой. Самыми распространёнными мотивами, украшающими поверхность бляхи были зигзаговые орнаменты, а также ряды выпуклин с расходящимися по сторонам лучами (вероятно, подобие символа солнца и идущего от него свечения). Встречаются также своеобразные причудливые символы древа и геометрические узоры.
Однако главным вопросом остаётся её назначение. Интересная форма изделия с открывающейся крышечкой, а также солярные символы и орнамент на украшении давно наводят учёных-археологов на мысли о специальном статусе и назначении данного предмета. Кроме его бытования, как непосредственного атрибута комплекса украшений, вероятно бляха использовалась для молений или иных ритуалов, однако археологические аспекты изучения этого вопроса – несравнимо малы. Дело в том, что данное украшение характерно только для женщин, а кроме того – начиная с определённого возраста. Так в детских, женских, либо девичьих захоронениях не встречаются нагрудные бляхи, в то время как с позднеподросткового периода – они потенциально известны. Равно, как и в женских погребениях взрослого возраста. Данный факт закономерно указывает на распространение нагрудной бляхи с крышечкой в среде взрослых, и чаще всего уже замужних женщин. Эти аспекты ещё раз позволяют говорить не о сугубо утилитарном, а о важном сакральном значении нагрудной бляхи в среде мордовских женщин.
Кроме того, важной деталью подобного типа украшений является этническая преемственность. Нагрудные бляхи идентичного и схожего типов встречены у множества синхронных финно-угорских этносов – муромы, мещёры, марийцев, удмуртов, культуры рязано-окских могильников. Данный факт ещё раз доказывает не только близкую этническую родственность, но и родственность множества аспектов материальной культуры.
Р.Е. Головин, научный сотрудник сектора археологии исторического отдела