Цветовая схема:
Размер текста:

С днем рождения, Светофор!

У каждого из нас есть день рождения, и мы его отмечаем ежегодно, не задумываясь, что у многих предметов и сооружений есть тоже эти замечательные праздники.

15 января 1930 года в Ленинграде на перекрестке улиц 25 Октября (Невский проспект) и Володарского (Лиговский проспект) установили первый автоматический светофор. А это значит, что российскому светофору исполнился 91 год. До Москвы прогресс добрался 30 декабря того же года. Светофор установили на пересечении улиц Петровка и Кузнецкий Мост. Правда, в большом количестве светофоры начали устанавливаться только с 1933 года, когда эксперимент был признан успешным. Третьим городом, решившимся на их установку, стал Ростов-на-Дону.

Постепенно светофоры появились во всех городах Советского Союза.

На перекрестке улиц Советской и Гражданской, Советской и Большевистской установили светофоры и в Саранске.

Долгое время на перекрестках горел желтый сигнал светофора, призывая водителя снизить скорость. Такой светофор хранится в фондах Мордовского республиканского краеведческого музея имени И.Д. Воронина. Он долгие годы «служил» в городе Краснослободске, помогая участникам дорожного движения избежать аварии. И рядом с ним на «заслуженном отдыхе» находится светофор, который выпускали в Казани с 1962 года и до 1990 года он подмигивал своими разноцветными глазами и водителям, и пешеходам. А если кто-то нарушал правила дорожного движения, ехал на красный свет, то госавтоинспектор свистел в свисток, останавливал нарушителя, доставал из планшета компостер и… делал отметку в правах. Чем больше проколов, тем скорее нарушитель отправлялся на пересдачу экзаменов на права.

В Саранске в настоящей момент восемьдесят светофоров, которые регулируют дорожное движение, помогая и водителям, и пешеходам.

За последние сто лет светофор постоянно развивался и охватывал все большее число транспортных средств, он становился все сложнее и... удобнее. Сейчас есть специальные светофоры не только для автомобилей, но и для велосипедов, пешеходов, трамваев и даже лошадей. Появились специальные стрелки, которые позволяют поворачивать направо даже при «красном» и звуковые сигналы, помогающие слабовидящим людям переходить дорогу.

Кто-то скажет, что светофоры стали еще одним средством ограничения нашей свободы... Однако задумайтесь, какое количество жизней они спасли за последние сто лет. И, проезжая сегодня мимо него, скажите ему спасибо.

Л.И. Полянская, научный сотрудник отдела музейной педагогики

Вернуться к списку новостей