Цветовая схема:
Размер текста:

Понёвный комплекс на территории Мордовии

Одежда русского населения мордовского края имела признаки северного и южного костюма, что было следствием продвижения русских на мордовские земли из южных, северных и центральных регионов. На территории Мордовии бытовали три комплекса русской одежды, имевшие разные виды и формы. Самым архаичным считается понёвный комплекс. Предположительно он бытовал уже в период формирования древнерусской народности, то есть в VI – VII веках.

На территории Мордовии в XIX в. понёвный комплекс бытовал у старшего поколения Темниковского, Спасского уездов Тамбовской губернии (ныне Темниковский, Теньгушевский и Атюрьевский, Ельниковский р-ны). Самые архаичные понёвы – распашные – состояли из трёх несшитых полотнищ и вышли из широкого обихода к середине XIX в. Распространение получили понёвы глухие, сшитые.

Понёва – поясная одежда из четырёх полотнищ ткани: три из них – специальная понёвная ткань домашнего ткачества. Её основой является льняная нить, а уток – шерсть овец шлёнской породы, шлёнка. Четвертое полотнище – прошва из другой однотонной ткани, холщовой и бумажной. На талии понёва удерживалась специальным поясом-гашником.

Понёва была одеждой замужних женщин. Девушки, за исключением некоторых районов, понёв не носили. До 15–16 лет ходили в одних рубахах с шерстяным поясом и фартуком.

В гардеробе женщины было несколько понёв, на все случаи жизни. Будничные – тёмных тонов, короткие, по колено. Праздничные – красные, длиной почти до щиколотки. Разные сёла в деревне имели в понёве отличия – в цвете, в размере клетки, в вышивке. Понёвы носили с длинной рубахой и передником, верхней плечевой одеждой – котманом, или шорганом. Головной убор был на мягкой основе: волосы убирались под повойник, который закрывался головным платком-ширинкой.

В ряде мест носили гофрированные понёвы – заложенные в продольные складочки. Сшитую понёву складывали по клеткам-«глазкам» в так называемые «ласки», «гранки», перевязывали тонкой веревочкой и клали под горячий хлеб, отчего у неё получались красивые складки, которые не расходились.

При переходе из детства в юность совершался обряд надевания понёвы. Это происходило во время именин девушки или в какой-либо праздничный день в присутствии родных. Стоя на лавке, она по обычаю несколько раз отказывалась «вскакивать» в приготовленную для неё поневу, после чего спрыгивала в неё. После этого обряда девушка считалась совершеннолетней, её можно было сватать, и она готовила себе приданое. Окончательно понёву надевали на невесту в день свадьбы: в обрядовых песнях её называли «вечным хомутом», «бабьей кабалой».

Понёвы на территории Мордовии окончательно вышли из моды к середине XX в. и стали элементом обрядовой одежды для участников традиционных свадеб и фольклорных праздников.

И.Н. Кудашкина, заведующая отделом этнографии.

Вернуться к списку новостей