Принято считать, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен на Руси в 1160-х годах при князе Андрее Боголюбском и отмечается 1 октября (14 по новому стилю). С ним связывались идеи заступничества Богоматери за человеческий род и за русскую землю.
В собрании музея хранится икона Покрова, созданная во владимирских иконописных селах конца XIX века на старой доске начала XVIII столетия с тем же сюжетом.
В основу иконографии положен рассказ из Жития Андрея Юродивого (IX–X вв.) о чудесном видении, которому он стал свидет
елем во Влахернском храме Богоматери в Константинополе, где, по преданию, находилась риза Богородицы, присланная из Святой Земли. Греческий житийный текст был переведен на Руси в XI-XII веках. В нем рассказывается, что однажды, когда столице Византии угрожали враги, блаженный Андрей молился во Влахернском храме об избавлении от нашествия иноверцев. Вместе с ним был «ученик» – отрок Епифаний. Во время всенощной службы они увидели Богородицу в окружении сонма святых. По сторонам от нее пребывали Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Войдя в храм, Богоматерь молилась перед алтарем, а затем простерла свой покров над молящимися в знак своей защиты.
Основные иконографические варианты этого сюжета – среднерусский и новгородский, сформировались еще в XIV веке. В первом изводе Богородица сама держит покров, а в нижней части композиции, в центре, представлен Роман Сладкопевец с молящимися святыми по сторонам. Для новгородского типа иконографии характерно изображение Богородицы в позе Оранты, с симметрично поднятыми в молении руками; покров над нею простирают ангелы. Еще выше представлена полуфигура благословляющего Христа, а по обе стороны от Богоматери – лики ангелов и святителей.
На иконе из собрания МРОКМ эти изводы объединены, что характерно для многих поздних произведений. В центре композиции на фоне пятиглавого храма в сиянии-мандорле, поддерживемой ангелами, представлена Богоматерь с воздетыми руками, держащая покров, что соответствует среднерусскому изводу. Особенностью иконы из собрания МРОКМ является то, что над Богоматерью, согласно новгородской традиции, распростерт еще один покров, который держат два ангела, а над ним в медальоне представлена полуфигура благословляющего обеими руками Христа, – таким образом, изображено целых два покрова, что делает данный памятник уникальным среди иных произведений на данный сюжет.
По сторонам от Богородицы на облаках стоят в три ряда святые. В первом ряду – Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, а также фигуры апостолов, пророков и святителей. Во втором ряду находятся святители и мученики, в третьем – праведные, преподобные и юродивые.
Внизу (под облаками, в «церкви земной», в центре иконы) представлен Роман Сладкопевец, прославленный гимнограф VI века. Он стоит на амвоне с развернутым свитком в руке, на котором написано начало текста его молитвы: «Дево днесь» («предстоит в церкви и с лики святых невидимо Богу за ны молится непрестанно…»). Преподобный Роман изображен в этой композиции как творец кондаков в честь Богоматери, чудесным образом получивший от нее дар песнопения. Кроме того, по церковному календарю его память отмечается в один день с праздником Покрова. Слева от него представлены константинопольский патриарх, окруженный молящимися и представителями церковного клира. Далее в красной нише написаны мужская и женская плохо сохранившиеся фигуры, возможно, по аналогии с другими иконами, что это император Лев VI Мудрый (886-911) и его супруга. Справа от Романа Сладкопевца – Андрей Юродивый, который указывает рукой на явившуюся Богоматерь стоящему рядом с ним Епифанию, за ними в зеленой «палате» изображена Богоматерь, явившаяся к ложу заболевшего святого Романа Сладкопевца, голова которого сохранилась лишь фрагментарно.
Иконография данного памятника имеет ряд особенностей, характерных для поздних произведений. В отличие от икон более раннего времени, в ней нет соблюдения иерархии чинов «Небесной Церкви» – апостолы, мученики и святители изображены вместе. Благодаря этому в композиции особенно ясно звучит тема покровительства Богоматери всему человеческому роду, находящая соответствие в тексте праздничной службы: «Освящается небо и земля, церкви же светится и людие вси веселятся. Се бо Мати Божия, со ангельскими воинствы, с Предтечею и Богословцем, с пророки же и апостолы, невидимо вшедши, за христианы молится Христу…».
Икона отличается стройностью и продуманностью композиции в целом. В центральной, наиболее сакральной зоне, фигура Богоматери с покровом над народом соотносится с образом храма, символизирующего Небесный Иерусалим. Очевидно и композиционное деление на церковь Небесную и земную.
В колорите иконы варьируются тона и оттенки зеленого, разнообразных охр, коричневого, красного, красноватого, что создает праздничность и торжественность данному произведению.
Однако первоначальная живопись промыта очень основательно, авторскому слою нанесен большой ущерб при прописях и поновлениях XIX века. Утрачена значительная часть левкаса вдоль нижнего поля.
Данный памятник можно смело отнести к среднерусскому искусству обозначенного периода.
Д.В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе