Цветовая схема:
Размер текста:

Покров-баба

Покров-баба — так назывался обряд, совершаемый мордвой на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который приходится на 14 октября.

В этот день обычно разыгрывалось целое театрализованное представление. В нем принимали участие все жители села. Для действа выбирали Покров-бабу - пожилую женщину, которая надевала вывернутую наизнанку шубу, обувала лапти, на шею вешала пучок пеньки, из нее же делала бороду, садилась верхом на палку и в таком виде ходила из дома в дом. На лице Покров-бабы была маска (шамафкс — м., чамакс — э.), изготовленная из бумаги или полотна с прорезями для глаз и рта. Обязательным атрибутом Покров-бабы был банный веник, предназначенный для наказания нерадивых женщин за леность, детей – за озорство. Им же она выметала из избы тараканов и сверчков, проводила по стенам и потолку, желая хозяевам здоровья и достатка.

«Работайте лучше, не ленитесь!», - хлестала она женщин веником. Те в свою очередь должны были откупиться от нее специально приготовленным для этого случая пирогом с начинкой из капусты с толченым конопляным семенем. Конопляное семя в праздничном пироге означало кругооборот нескончаемой жизни.

В домах, где были маленькие дети, Покров-баба устраивала специальные игры, в которых представала добрым и смешным сказочным существом, при этом она желала им здоровья, чтобы быстрее росли, не озорничали, становились хорошими помощниками для родителей. Дети также должны были отблагодарить Покров-бабу пирогом. Если ребятишки не слушались родителей, их предупреждали: «Смотри, придет страшная Покров-баба и попарит тебя».

В репертуаре Покров-бабы присутствовали специальные игровые песни, в которых изображались характерные особенности той или иной возрастной группы людей (стариков, среднего поколения, молодоженов и т.д.). С помощью них она выражала свое отношение к достоинствам и слабостям своих близких, желая им быстрее избавиться от недугов: старости, ворчливости, скупости, болтливости. Молодым всегда желала «нестареющей» молодости и скорейшего устройства семейного счастья.

В прошлом обряд Покров-баба имел магический характер, о чем свидетельствует маска и костюм исполнителя. В настоящее время обряд утратил свое былое назначение и расценивается как веселая игра.

 

С. Б. Подгорнова, заведующая музейно-этнографическим комплексом «Мордовское подворье»

 

Источники:

В. С. Брыжинский. Народный театр мордвы. – Саранск: Мордов. кн. изд.-во, 1985. - 168 с.

Вернуться к списку новостей