21 января 2020 года исполняется 95 лет со дня рождения Раисы Макаровны Беспаловой (Еремеевой) - народной артистки РСФСР и МАССР, заслуженной артистки МАССР.
Р.М. Беспалова занимает особое место в ряду наиболее ярких представителей художественной интеллигенции Мордовии второй половины XX столетия. Артистка внесла огромный вклад в развитие духовной культуру нашей республики. Ее творческая деятельность была связана и с вокальным исполнительством, и с актерской профессией, и с педагогической работой.
Родилась Раиса Макаровна в с. Курилове Саранского уезда (ныне Ромодановский район Республики Мордовия) в 1925 году.
Окончила Мордовскую национальную оперную студию при Саратовской консерватории им. Л. Собинова (1949), Саратовскую консерваторию (1952), была солисткой Мордовского ансамбля песни и пляски «Умарина», с 1959 года - Мордовского государственного музыкально-драматического театра, c 1961 года - театра музыкальной комедии.
С 1973 до 1989 года работала педагогом в Саранском музыкальном училище им. Л. П. Кирюкова.
Для певицы были одинаково близки как мордовские, так и русские песни. С малых лет она соприкоснулась с двумя культурами. Певучий эрзянский язык был родным языком отца. Макар Фомич обладал красивым и сильным голосом, играл на балалайке. Мать - Крестиния Силантьевна Хлопотова, русская по национальности слыла певуньей и в Курилове, и в родном Болтине. Тонкая натура Раисы Макаровны впитала в себя черты двух этносов.
В 1959 году, после открытия в Саранске музыкально-драматического театра, уже известную Р.М. Беспалову приглашают работать театр и предлагают стать ведущей солисткой. В первый же свой театральный сезон она подарила зрителям образ Литовы – представительницы свободолюбивого мордовского народа. Именно ей тогда во многом принадлежал успех этого спектакля. Она стала самой колоритной исполнительницей образа мордовской Жанны д Арк.
Певица была наделена уникальными вокальными данными. Она с одинаковой легкостью пела в диапазоне высокого меццо-сопрано в опере Ж. Бизе «Кармен» (Кармен), контральто в опере А. Даргомыжского «Русалка» (Княгиня), сопрано в оперетте Ф. Легара «Веселая вдова» (Ганна Главари).
Яркие образы создавала Р.М. Беспалова в опере Пуччини «Чио-Чио-сан» (Сузуки), П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (Ольга), П.И. Чайковского «Пиковая дама» (Полина), Дж. Верди «Травиата» (Флора) и в многих других.
Она была любимицей публики. Ее всегда встречали восторженные взгляды, цветы, комплименты.
Для студентов, Саранского музыкального училище им. Л.П. Кирюкова, где она проработала более 10 лет, Раиса Макаровна была эталоном профессионализма.
Р.М. Беспалова вела также активную общественную деятельность: была депутатом горсовета (1957), Совета Национальностей Верховного Совета СССР (1962).
В МРОКМ им. И.Д. Воронина хранится архив Р.М. Беспаловой, в котором насчитывается больше 50 единиц. В музейной коллекции - фото с сценами из спектаклей артистки, личные документы, театральные программы и т.д.
Вся творческая жизнь Р.М. Беспаловой была неразрывно связана с родным краем, в летописи которого она навсегда останется яркой и негасимой звездой.
По интернет-источникам
Г.С. Самаркина, научный сотрудник отдела современной истории