Цветовая схема:
Размер текста:

Очижи. Инечи. Великий день

Главным православным праздником у мордвы является Пасха «Очижи» (мокша), «Инечи» (эрзя) – Великий день.

Еще задолго до принятия православия мордовские крестьяне весной устраивали общинные поминки, которые в дальнейшем стали проводить на Пасху. К Пасхе специально для поминания умерших предков готовили атянь пуре – медовый напиток. В день праздника ходили всей семьей на кладбище. С собой брали блины, крашеные яйца, вареное мясо, пуре. По возвращении специально для умерших предков топили баню - покштень-бабань баня и приглашали их «помыться». Затем в доме накрывали два стола: в красном углу - для Пасхи и прадедов, другой - в противоположном углу для прабабушек. Зажигали атянь штатол (свечу предков) и просили благословить присутствующих на хорошее житье. После со свечой обходили дома всех родственников. Молодушки в этот день повязывали в дар покойным белые платочки на штатол. После окончания обряда, перед закатом солнца выходили за околицу «провожать» предков. Вслед им стреляли из ружей, чтобы очистить их «путь» от нечисти.

Христианские идеи оказали большое влияние на празднование Пасхи у мордвы. Повсеместно красили яйца, пекли куличи, освещали их в церкви, христосовались. После пасхальной службы хозяйка дома трижды обходила жилище и хозяйственные постройки с иконой Богоматери, праздничным караваем и крашеными яйцами, читая при этом пасхальные молитвы.

Крашеными яйцами обменивались друг с другом в течение всего праздника.

Пасха сопровождалась массовыми гуляниями и играми. Вплоть до конца ХХ в. в мордовских селах и деревнях сооружали качели, на которых катались взрослые и дети.

С Пасхой у мордовских крестьян связаны различные приметы: если в этот день солнце «играет», то оно предвещает хороший урожай, благополучие в хозяйственных делах. Считалось, что освященное пасхальное яйцо способно останавливать пожар, предохранять имущество от воров. Во время сева зерновых пасхальные яйца закапывали в землю, чтобы колос был полным.

В ряде мест в конце второй пасхальной недели устраивали крестные ходы с иконами по деревне, в которых участвовало почти все население.
С.Б. Подгорнова, заведующая музейно-этнографическим комплексом «Мордовское подворье»

Вернуться к списку новостей