Во втором номере научно-методического журнала «Гуманитарные науки и образование» за 2023 г. вышла статья научного сотрудника исторического отдела Мордовского республиканского объединённого краеведческого музея имени И.Д. Воронина Анны Николаевны Занкиной «Татарская национальная школа Мордовии в 1940-х – начале 1990-х гг.: проблемы и особенности развития».
Статья преимущественно основана на документах Центрального государственного архива Республики Мордовия, а также опирается на исследования по советской истории школьного образования таких специалистов, как Л.А. Матвеева, Л.А. Нарядкина, М.И. Учеваткин и др.
В ходе исследования автор пришёл к выводу, что татарская национальная школа Мордовии в 1940-х–1990-х гг. развивалась в общем русле советской общеобразовательной школы, но при этом имела свои характерные особенности и проблемы, с которыми сталкивалась на протяжении рассматриваемого периода:
– плохая посещаемость детьми школ, особенно в старших классах. Самыми распространенными причинами пропуска, учащимися занятий стало привлечение школьников к помощи по домашнему хозяйству, подработка в колхозах и совхозах, материальные затруднения, ранее замужество (у девочек 9–10 классов). Также зачастую причины пропусков занятий не выяснялись школьной администрацией, а сами родители проявляли равнодушие в решении проблемы по возвращению ребенка в школу;
– нехватка педагогов, говорящих на родном языке. Одной из основных причин этого был низкий уровень знаний татарских абитуриентов, не позволяющий им выдержать вступительные экзамены в вузы и техникумы. Особенно остро нехватка учителей коренной национальности сказалась на преподавании русского языка: между татарскими учениками и русскими учителями было плохое взаимопонимание. Как результат – обучение сводилось к механическому зазубриванию;
– трудности с восприятием татарскими учащимися русского языка. Несмотря на то, что с конца 1950-х гг. приоритет в языке обучения отдается русскому, в отчетах периода 1960-х–начала 1980-х гг. отмечалось, что татарские дети, особенно с 1 по 5 класс, зачастую плохо понимают и говорят по-русски. Отчасти данная проблема стала разрешаться только в конце 1970-х – начале 1980-х гг., когда стало быстро сокращаться количество школ, преподающих на родном языке в начальных классах;
– низкие успеваемость и качество знаний, второгодничество, которые являлись следствием как плохой посещаемости, так и неудовлетворительной работы учителей.
Несмотря на перечисленные выше негативные явления, татарская национальная школа в Мордовии советского периода была сохранена, получив «второе дыхание» уже в следующий, постсоветский период отечественной истории.
А.Н. Занкина, научный сотрудник исторического отдела
Ссылка на статью