Цветовая схема:
Размер текста:

Новые публикации

Новые публикации

Во втором номере научно-методического журнала «Гуманитарные науки и образование» за 2023 г. вышла статья научного сотрудника исторического отдела Мордовского республиканского объединённого краеведческого музея имени И.Д. Воронина Анны Николаевны Занкиной «Татарская национальная школа Мордовии в 1940-х – начале 1990-х гг.: проблемы и особенности развития».

Статья преимущественно основана на документах Центрального государственного архива Республики Мордовия, а также опирается на исследования по советской истории школьного образования таких специалистов, как Л.А. Матвеева, Л.А. Нарядкина, М.И. Учеваткин и др.

В ходе исследования автор пришёл к выводу, что татарская национальная школа Мордовии в 1940-х–1990-х гг. развивалась в общем русле советской общеобразовательной школы, но при этом имела свои характерные особенности и проблемы, с которыми сталкивалась на протяжении рассматриваемого периода:

– плохая посещаемость детьми школ, особенно в старших классах. Самыми распространенными причинами пропуска, учащимися занятий стало привлечение школьников к помощи по домашнему хозяйству, подработка в колхозах и совхозах, материальные затруднения, ранее замужество (у девочек 9–10 классов). Также зачастую причины пропусков занятий не выяснялись школьной администрацией, а сами родители проявляли равнодушие в решении проблемы по возвращению ребенка в школу;

– нехватка педагогов, говорящих на родном языке. Одной из основных причин этого был низкий уровень знаний татарских абитуриентов, не позволяющий им выдержать вступительные экзамены в вузы и техникумы. Особенно остро нехватка учителей коренной национальности сказалась на преподавании русского языка: между татарскими учениками и русскими учителями было плохое взаимопонимание. Как результат – обучение сводилось к механическому зазубриванию;

– трудности с восприятием татарскими учащимися русского языка. Несмотря на то, что с конца 1950-х гг. приоритет в языке обучения отдается русскому, в отчетах периода 1960-х–начала 1980-х гг. отмечалось, что татарские дети, особенно с 1 по 5 класс, зачастую плохо понимают и говорят по-русски. Отчасти данная проблема стала разрешаться только в конце 1970-х – начале 1980-х гг., когда стало быстро сокращаться количество школ, преподающих на родном языке в начальных классах;

– низкие успеваемость и качество знаний, второгодничество, которые являлись следствием как плохой посещаемости, так и неудовлетворительной работы учителей.

Несмотря на перечисленные выше негативные явления, татарская национальная школа в Мордовии советского периода была сохранена, получив «второе дыхание» уже в следующий, постсоветский период отечественной истории.


А.Н. Занкина, научный сотрудник исторического отдела

Ссылка на статью

Вернуться к списку новостей
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")