В первом номере научного журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования» за 2023 г. вышла статья научного сотрудника исторического отдела Мордовского республиканского объединённого краеведческого музея имени И.Д. Воронина Анны Николаевны Занкиной «Деятельность клубных учреждений в советский период (на примере татарских населенных пунктов Мордовии)».
Статья преимущественно основана на документах Центрального государственного архива Республики Мордовия.
После революционных событий 1917 г. татары Мордовии, наравне с русским и мордовским народом, влились в общий культурно-просветительский процесс. В Мордовии получают развитие разные культурно-просветительные учреждения – избы-читальни, библиотеки, клубы, дома культуры. Все эти учреждения вели большую массово-политическую и культурно-просветительную работу среди населения. В случае хорошей работы по подбору кадров и ответственному отношению со стороны местных органов власти, данным учреждениям нередко удавалось стать настоящим культурным центром в сельской местности.
В татарских населенных пунктах Мордовии с середины 1930-х гг. и до конца советского периода насчитывалось от 33 до 37 учреждений клубного типа. Их основное количество, сформированное во второй 1930-х гг., практически не менялось на протяжении всего советского периода. Несколько другая ситуация сложилась с библиотеками: их количество увеличивалось постепенно и к 1974 г. составляло 27.
Стоит отметить, что культурно-просветительные учреждения функционировали не в каждом татарском населённом пункте (на протяжении всего советского периода в Мордовии их насчитывалось от 78 до 68). Как правило, один клуб или библиотека могли объединять несколько сёл или деревень. Аналогичная ситуация наблюдалась и по Мордовии в целом. Несмотря на постоянный рост в республике культурно-просветительных учреждений, к середине 1980-х гг. клубы отсутствовали в 13 татарских населённых пунктах.
На протяжении всего советского периода, татарские избы-читальни, клубы, библиотеки и дома культуры сталкивались с проблемами, которые были общими и для ряда других культурно-просветительных учреждений сельской местности: 1) скромная материальная база, что особенно отмечалось в отчетных документах периода 1930-х–1960-х гг. и выразилось в нехватке техники, музыкальных инструментов, книжного фонда, отсутствия соответствующих помещений; 2) отсутствие должного внимания к культурно-просветительным учреждениям со стороны местных органов власти, что выражалось в нехватке средств на ремонт, закупку инвентаря, топлива, халатного отношения к подбору кадров. Работа избача, библиотекаря, работника клуба нередко воспринималась как маловажная; 3) нехватка квалифицированных кадров в культурно-просветительных учреждениях республики на протяжении всего рассматриваемого периода.