Продолжаем шагать в едином строю с теми, кто освободил нашу Землю от фашизма, кто отстоял наше право на мирное небо над головой. Мы по праву гордимся этим защитником Родины, ведь его имя носит наш музей.
Воронин Иван Дмитриевич (1905-1983 гг.). Старший лейтенант. Старший инструктор по печати управления железнодорожных войск СССР. Награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». С 1938-1941 гг., 1946-1957 гг. работал в МГПИ им. А.И. Полежаева – преподаватель кафедры русской литературы, с 1957-1981 гг. преподаватель, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы в Мордовском государственном университете.
По материалам паблика «Филологические люди» (Фото 01)
Мой дед, Брусникин Алексей Петрович, 1924 года рождения, был призван на военную службу в 1942 году Торбеевским РВК Мордовской АССР. Был несколько раз ранен. Награждён медалью «За отвагу», орденом Красной звезды, Орденом Славы lll степени и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» После войны вернулся в родное село Виндрей, где служил лесником. Погиб в 42 года, спасая лес от незаконной вырубки, оставаясь воином и в мирное время.
А.А. Романова, художник-реставратор Музея Эрьзи (Фото 02)
Ивлиев Владимир Феоктистович (22.07.1904-26.10.1971) - мой прадедушка. Родился в селе Голубцовка Ладского района (сейчас Ромодановский район) Мордовской АССР. Был председателем колхоза «Путь к коммунизму». Призван в ряды Красной Армии в 1942 году. Воевал в 42 горнострелковой дивизии, входившей в состав 897 Горнострелкового полка Отдельной Приморской армии. В апреле 1944 года в ходе Крымской стратегической операции велись ожесточенные бои за Керчь, 11 апреля Приморская армия совместно с кораблями и авиацией Черноморского флота и при поддержке 4-ой воздушной армии освободила Керчь и ближайшие территории. В этот день, в одной из многочисленных схваток с противником, в районе села Булганак (в настоящий момент Бондаренково) Крымской АССР, Владимир Феоктистович уничтожил пулеметную огневую точку противника и двоих вражеских солдат, мешавших продвижению нашей пехоты вперед. За этот подвиг он получил медаль «За боевые заслуги». Продолжая воевать в составе Приморской армии, участвовал в боях за город Севастополь. 7 мая 1944 года в районе высоты «Сахарная головка» огнем из своего ручного пулемета уничтожил троих вражеских солдат. В этом бою он был тяжело ранен и потерял руку. Был награжден медалью «За отвагу». По возвращении домой, работал бригадиром в колхозе «Путь к коммунизму». На первом фото - мой прадедушка после возвращения с фронта. На втором – он вместе с прабабушкой Ивлиевой Евдокией Петровной.
Е.С. Игошина, заведующая сектором учёта отдела хранения Музея Эрьзи (Фото 03,04)
Платонов Алексей Арсентьевич, 1917 года рождения, брат моей бабушки. 9 апреля 1938-го был призван на Черноморский флот. Служил старшим краснофлотцем на КС-1 «Валерий Чкалов». С начала Великой Отечественной воевал на Кавказе – на Одесском, Керченском, Новороссийском и других участках фронта. Удостоен медалей «За оборону Одессы» и «За оборону Кавказа»; кавалер ордена Красной Звезды (1944). Домой вернулся в феврале 1946 года. Вслед за супругом ушла на фронт и Платонова Екатерина Ивановна. Хрупкая женщина стала водителем полуторки, на которой подвозила снаряды на линию огня. «Самое страшное было ехать между воронок, увертываясь от бомб, которые летели с вражеских самолётов», - вспоминала тетя Катя. Она лавировала на огромной скорости, зная, что её очень ждут на передовой с боеприпасами. А свой грузовик нежно называла «Ласточкой». Это о ней очерк-зарисовка «Катина “Ласточка”», опубликованный в книге «Атемар. Между прошлым и будущим. Историко-географические очерки, рассказы, зарисовки и документальные подтверждения». Глубокого уважения достойны люди-энтузиасты, которые по крупицам собирают истории простых людей, судьбы которых составляют непростую Историю нашей страны и Великой Победы. Выражаю благодарность Андрею Анатольевичу Борисову и всему авторскому коллективу за предоставленные материалы и большой труд.
Л.Н. Нарбекова, директор МРМИИ им. С.Д. Эрьзи (Фото 05-09)
Мой дед - Абрамов Кузьма Григорьевич, народный писатель Республики Мордовия (12.11.1914 - 04.08.2008). Родился в селе Найманы (ныне Большеберезниковский район). Осенью 1939 года был призван в армию, а с июля 1941-го лейтенант Абрамов на Западном фронте командовал минометным взводом, ротой, батареей. Отступление первых месяцев, тяжелое ранение в висок, госпиталь, победа под Москвой, новое наступление, окружение и плен, фашистский концлагерь и освобождение в разрушенном до основания Нюрнберге – таков его военный путь. Затем последовал фильтрационный лагерь в Псковской области, операция по извлечению осколков немецкой мины и тяжелое, медленное возвращение к творческой деятельности. Был награжден орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией», позднее - орденом Отечественной Войны II степени. Я горжусь своим дедом!
О.В. Абрамова, научный сотрудник отдела учёта и хранения Музея Эрьзи (Фото 10, 11)
Мой дедушка, Митрофанов Тимофей Никитович, участник Первой мировой войны (на фото слева), проводив на фронт двух сыновей, получил два известия о них как о «без вести пропавших». Старший, Иван Тимофеевич, танкист, погиб в 1943 году в возрасте 20 лет. Второй сын, Николай Тимофеевич, ефрейтор, был награжден медалью «За отвагу» и орденом «Красной Звезды» - удостоен наград, вручавшихся за особо выдающиеся героические подвиги в Великую Отечественную войну. Во время сражений на Белгородско-Курской дуге, выполняя обязанности связного, преодолевал по-пластунски до 300 метров, обеспечивая живую связь от начальника штаба к командиру полка под разрывами танковых снарядов и градом пуль, при нападениях с воздуха. Николай погиб 24 апреля 1945 года в жесточайших боях за Бреслау (г. Вроцлав, Польша), не дожив до Победы всего лишь 15 дней. Ему было 20 лет… Родители и многие родственники так и не узнали о судьбе сыновей. А мы, ныне живущие, не знаем, где похоронены герои… В нашей памяти они останутся молодыми!
Л.Г. Бертяева, старший научный сотрудник отдела хранения Музея Эрьзи (Фото 12-14)
В эту знаменательную дату, 75 лет Победы в Великой Отечественной войне, хочу рассказать о моем дедушке, Маршеве Александре Ивановиче (14.06.1924-24.06.1984 гг.). При жизни дедушку я, к сожалению, не застала. Со слов мамы, он был крайне жизнерадостным человеком с открытой душой. О боевом пути дедушка говорил мало, лишь отмечал, что военные кинокартины не передают и доли ужасов войны и пережитых людьми страданий. Родился Александр Иванович в селе Старое Акшино Старошайговского района республики Мордовия. С 5 августа 1942 г. состоял в Рабоче-крестьянской Красной армии, а 14 ноября этого же года был призван на фронт Старошайговским РВК Мордовской АССР. Стоит отметить, что дату рождения дедушка утаил и ушел на фронт как с 1923 года рождения, это выяснилось только при оформлении пенсии. Александр Иванович был механиком-водителем танка Т-34/85, состоял во втором танковом батальоне 44-ой Гвардейской танковой Бердичевской ордена Ленина Краснознаменной орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого и Красной Звезды бригады. Удостоен звания гвардии старший сержант. В боевых действиях особое мужество проявил 23.03.1945 г., уничтожив в городе Клайн Катц (Польша) два пулемета противника и до двадцати немецких солдат и офицеров, отражая две контратаки с их стороны. 26.03.1945 г. одним из первых ворвался в город Гдыня (Польша) и в уличных боях уничтожил противотанковую пушку и два бронетранспортера, а в составе взвода захватил три автомашины с военными грузами. За участие в боевых действиях, проявленное мужество и отвагу был удостоен ордена «Красной Звезды» от Президиума Верховного Совета Союза ССР. Дедушка также проявил себя в битве на Курской дуге – совершил танковый таран, попал в плен и пробыл в нем 7 суток, но благополучно сбежал. Находясь в разведке, взорвал блиндаж, опустив гранату в дымовое отверстие. За все время военных действий получил легкие ранения, оба в правую голень, слепое осколочное и пулевое (14.09.1943 г. и 01.05.1945 г.). Важным событием стало участие Александра Ивановича в Параде Победы 24 июня 1945 г. Среди полученных им наград: орден «Красная Звезда», медаль «За Отвагу», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «За взятие Берлина», медаль «За взятие Варшавы». Также дедушке были вручены медаль «50 лет Вооруженных сил СССР», медаль «60 лет Вооруженных сил СССР», юбилейная медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне», значок «25 лет Победы в Великой Отечественной войне», юбилейная медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне», значок «Гвардия», значок «50летие союза СССР», медаль «Ветеран труда». В настоящее время часть личных вещей, документы, фотографии, грамоты, ордена и медали в постоянном пользовании находятся в Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее имени И.Д. Воронина.
Внучка Татьяна Киселёва (Фото 15-17)
В списке об исключении из офицерского состава Вооруженных сил СССР по Рязанскому областному военкомату лаконичная запись: «Старший лейтенант Чернов Николай Петрович – заместитель по политчасти командира танковой роты 42-го танкового полка. Погиб – сгорел в танке 26.1.43 г. 1908 г., чл. ВКП(б). Уроженец – г. Ряжск. Жена – Чернова Лидия». В этих коротких строках уместилась целая жизнь – жизнь прадедушки. Родился, жил в Ряжске, женился на девушке по имени Лида, вступил в партию, погиб. Ему было всего лишь 35… Благодаря сайтам «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа» удалось уточнить, где и при каких обстоятельствах погиб Николай Чернов. Более года, с декабря 1941 по 28 января 1943 года, длились бои за занятую немцами высоту Огурец. Располагалась высота на территории нынешней Липецкой области, неподалеку от сел Ломигоры и Мишино, и практически на стыке с Орловской и Курской областями. Название же свое она получила за схожесть по конфигурации на карте с обычным огурцом. Фашисты успели здесь хорошо закрепиться: соорудили доты, дзоты, проволочные ограждения в несколько рядов. На пути к рубежу лежали еще и минные поля. Местность на подступах к высоте открытая, поэтому овладеть ею было очень трудно. Последний раз штурм высоты Огурец был предпринят в октябре 1942 года, но закончился неудачей. 26 января 1943 года в ходе наступательной Воронежско-Касторненской операции бои за эти места возобновились. Перед 42-м отдельным танковым полком, в котором воевал Николай Чернов, и другими воинскими формированиями была поставлена задача – прорвать передний край противника и к исходу дня овладеть деревней Михайловское. В 5 часов утра войска заняли исходное положение в районе деревни Калабино. 42-й танковый полк выстроился следующим образом: на правом фланге 1-й батальон, по центру – 2-й, за 2-м уступом слева – 3-ий. Слева от танкового полка – 496-й стрелковый полк, впереди 1-й батальон 532-го пехотного полка, справа никого. Лежал глубокий снег, мороз – 20 градусов. О чем думал в тот последний день своей жизни Николай Чернов? Что чувствовал? Подкреплял ли дух бойцов, как это положено ему было по должности? Писал ли накануне боя письмо жене и детям? Нет и уже не будет ответа на эти вопросы. В 9.45 после полуторачасовой артподготовки и залпов реактивными снарядами бойцы перешли в атаку. Пройдя минные поля, они приблизились к проволочным заграждениям. Противник упорно оборонялся и открыл ураганный огонь по наступающей пехоте и танковому десанту из всех видов оружия – пулеметов, минометов, артиллерийских орудий. Особенно сковывал продвижение огонь со стороны Калиновки, расположенной справа. Бой принял ожесточенный характер. В результате сильного огня со стороны высоты Огурец, деревень Калиновки и Гордеевки пехота вынуждена была залечь. С наступлением темноты бойцы отошли на исходную позицию. Потери в тот день составили до 270 человек убитых и 300 раненых. Кроме того, противником был подбит один танк, и семь подорвались на минах. В одном из них погиб старший лейтенант, замполит роты, коммунист и отец двух детей, уроженец Рязанщины Николай Петрович Чернов. Высоту удалось взять лишь 28 января. За все время операции, длившейся более года, по официальным данным погибло 5000 человек, по неофициальной информации число погибших в два-три раза больше. Неслучайно это место называют ломигорским «Мамаевым курганом». Наши войска двинулись в наступление, а погибших хоронили местные жители, наскоро зарывая в воронках, рвах, окопах и оврагах. Сейчас на месте кровопролитных боев находится мемориал – два памятника и около тридцати братских могил. На плитах – имена героев, отдавших свои жизни за родную землю. Фамилия Н.П. Чернова, как и сотни других фамилий, на них не значится. Его имя нашли в списках воинов, погибших в боях за высоту Огурец, фамилии которых пока не указаны на мемориальных плитах. Эти списки по мере изучения архивных документов и работы поисковых отрядов продолжают пополняться. В память о погибших солдатах в 80-х годах двадцатого века на месте боя посадили молодые сосны. Качают деревья верхушками от ветра, словно убаюкивают уснувших вечным сном: «Спите, спите…». Очень хочется побывать там и поклониться памяти всех погибших в этих страшных боях. Героям – вечная слава!!! Павшим – вечная память!!!
М.Н. Седова, сотрудница отдела этнографии МРОКМ им. И.Д. Воронина (Фото 18-20)
Мой дед, Селезнев Виктор Иванович (1912-1993 гг.), уроженец г. Саранска, воевал в танковых войсках, после войны служил в Германии, демобилизовался в звании майора. Работал в Министерстве сельского хозяйства МАССР, был удостоен звания Заслуженного агронома МАССР. Его внуки и правнуки бережно хранят память о нем. Мой дед, Евстифеев Дмитрий Алексеевич (1903-1955 гг.), уроженец г. Саранска, военный железнодорожник, служил на Дальнем Востоке, ушел в отставку в звании майора. Впоследствии работал главным инженером в Саранских электрических сетях. Близкие помнят его добрым, внимательным, очень хорошим отцом. Мой двоюродный дед Козер Виктор Адамович (1909-1976 гг.), кадровый военный, выпускник Артиллерийской технической школы, воевал в действующей армии в 1941-1942 гг. В 1942 году получил назначение на военную базу в г. Саранск. Ушел в отставку в звании подполковника. В годы войны и несколько лет после нее Виктор Адамович и его жена Антонина Ивановна заменили родителей моему отцу и моей тете. Я помню его как необыкновенно доброго и любящего деда, всецело преданного своей семье. Мой двоюродный дед Селезнев Николай Иванович (1919-1942), уроженец г. Саранска, младший сержант срочной службы, писал домой из Ленинграда 22 июня 1941 г. в 2 часа дня: «…Как-то неожиданно. Ну ничего. Немного волнуюсь. Сегодня Германия перешла нашу государственную границу. Приходится дать отпор… И так в бой за Родину, за Сталина! Вперед!» Последнее полученное письмо датировано 30 июля 1941 года. Сейчас известна дата его пленения – 12 августа 1941 года…
М.А. Васильева, зав. сектором изобразительных и вещественных источников МРОКМ им. И.Д. Воронина (Фото 21-27)
Мои дед и бабушка, сержант Курочкин Павел Иванович (1918-2011) и рядовой Курочкина Клавдия Дмитриевна (1922-2012), воевали в 202 отдельном зенитном артиллерийском дивизионе Западного фронта ПВО. Другая моя бабушка, Дубкова Любовь Ивановна (1922-2007), работала медсестрой в Саранском военном госпитале. Фотографии, к сожалению, не дошли до нас.
И.В. Шило, старший научный сотрудник отдела музейной педагогики Музея Эрьзи (Фото 28, 29)
Брат моего деда, Коротков Степан Иванович,1919 года рождения. Воевал сержантом. Пропал без вести 7 марта 1942 года. Меня назвали в его честь.
С.Ф. Коротков, заведующий реставрационной мастерской Музея Эрьзи (Фото 30)