Цветовая схема:
Размер текста:

Маска в мордовском обряде «Стака мор-озкс» («Моление от эпидемий»)

В последнее время маска стала обязательным аксессуаром для всех жителей нашей планеты. Надевая маску, мы защищаем себя и окружающих от вирусов и бактерий. В далеком прошлом маска имела совсем другое назначение.
В обрядности мордвы практиковались различные способы ряженья: употребление масок, маскарадных костюмов, предметов бытового назначения. Надевая маску или определенную одежду, человек как бы перевоплощался в того персонажа, которого он изображал. Считалось, что устрашающие маски сближали одетых в них людей с потусторонними силами и, в тоже время, могли оградить от их дурного влияния.
У мордвы были распространены различные виды масок. Довольно часто встречались так называемые «устрашающие», которые фигурировали, в основном, во время святок. Обычно для их изготовления использовали луб, бумагу или картон, из которых делали рога, большой нос, а также личины – «чамакс». Иногда их окрашивали в черный цвет или просто мазали сажей лица. Распространены были у мордвы также звериные маски, особенно лошадиные и медвежьи, что было связано с тотемическими воззрениями. Подобная связь прослеживается, например, с медведем, который с давних пор считался носителем доброго начала.
Интересная и необычная маска встречается в мордовском обряде «Стака мор-озкс» («Моление от эпидемий»). Символизирует борьбу с болезнями, вызванными эпидемией. Ассоциировалась с обликом зловещей женщины, для изображения которой бытовала специальная берестяная маска. Она представляла собой некрасивое, нарочито удлиненное сухое («как смерть») лицо с большими глазами и широким ртом. Щеки маски красились сажей, глаза и рот подводились углем, волосы изготовлялись из спутанной конской гривы.

При известии о надвигающейся эпидемии старики и старухи при свете священных свечей в одном из домов тайно от всех (иначе удачи не будет) устраивали моление. В это время к дому подходила маска страшной женщины и заглядывала в окна. Старики и старухи плотнее закрывали створки, крестили стекла, срезали воздух ножницами, производили отгоняющие жесты, совестили маску и позорили. Маска же бросалась от окна к окну, стучала в переплеты рам, издавала устрашающие вопли, скакала в угрожающем танце. Упорство стариков и старух обессиливало ее, и она на время отступала. Однако после молений в избе специальная группа участников обряда производила пропашку борозды вокруг села, чтобы остановить эпидемию («страшную женщину»). Маска появлялась вновь. Она бегала вдоль межи, ползала возле нее, выла, рыла землю, но не могла ее пересечь. Обессиленная борьбой «страшная женщина» уходила прочь. Считалось, что таким образом можно было остановить эпидемию.


С. Б. Подгорнова, заведующая музейно-этнографическим комплексом «Мордовское подворье»

Источник:

Брыжинский В. С. Народный театр мордвы. – Саранск: Мордов. Кн. изд.-во, 1985. – 168 с.

https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-i-funktsii-masok-i-ryazhenya-v-obryadnosti-mordvy/viewer


Вернуться к списку новостей