Цветовая схема:
Размер текста:

«Конституция 1937 г.: основы государственного устройства Мордовской АССР»

«Конституция 1937 г.: основы государственного устройства Мордовской АССР»

30 августа 1937 г. II Чрезвычайный съезд Советов Мордовии принял постановление «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики». Конституция Мордовии состояла из 11 глав и 113 статей.

Принятая Конституция Мордовской АССР законодательно закрепила её общественное устройство как «социалистического государства рабочих и крестьян», политическая основа которого «состоит из Советов депутатов трудящихся, возникших и окрепших в результате свержения власти помещиков и капиталистов, завоевания диктатуры пролетариата, освобождения мордовского народа от национального гнёта царизма и русской империалистической буржуазии, а также разгрома националистической контрреволюции».

МАССР имела высшие органы государственной власти (съезд Советов, ЦИК и его президиум, СНК и народные комиссариаты), законодательство, территорию, а также своё гражданство. При этом вопросы предоставления и лишения гражданства находились в компетенции РСФСР. Государственные символы республики включали герб и флаг, которые были заимствованы из герба и флага РСФСР.

Важную роль в установлении устойчивых связей Мордовии с федеральными органами власти играло постоянное представительство Мордовской АССР при Президиуме ВЦИК. Постоянный представитель назначался ЦИК автономной республики и утверждался ВЦИК. Он имел право совещательного голоса во всех центральных органах власти по вопросам, касающимся автономной республики.

Специфика любого государственного органа проявляется через его полномочия, которые определяются предметом ведения и определяют деятельность этого органа.

Конституция Мордовской АССР 1937 г. устанавливала Верховный Совет республики как высший орган государственной власти МАССР (статья 19). Верховный Совет Мордовской АССР обладал такими характеристиками, как выборность, представительный характер и принадлежность к законодательной власти. Согласно статье 90 Конституции СССР 1936 г.: «Верховный Совет автономной республики избирается гражданами республики сроком на четыре года по нормам представительства, установленным Конституцией автономной республики».

Основной организационно-правовой формой работы Верховного Совета, направленной на реализацию его функций, были сессии. Именно на сессиях наиболее полно раскрывалась суть Совета как представительного органа государственной власти республики, который выполнял функции коллективного руководства, отражая волю населения Мордовии и реализуя задачи как общегосударственного, так и регионального значения.

При анализе полномочий Совета Народных Комиссаров Мордовской АССР следует отметить, что он обладал «собирательной компетенцией», занимая ключевое место в системе исполнительно-распорядительных органов автономной республики (статья 38 Конституции МАССР).

Совет Народных Комиссаров МАССР имел весьма широкие полномочия, что позволяло ему управлять всеми аспектами жизни автономной республики – сельским хозяйством, промышленностью, финансами, социальной сферой, строительством, культурой и т. д.

Совет Народных Комиссаров МАССР имел право отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров Мордовской АССР, а также решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских Советов трудящихся, включая возможность приостанавливать решения и распоряжения районных и городских Советов депутатов трудящихся (статья 43 Конституции МАССР).

Таким образом, Совет Народных Комиссаров Мордовской АССР мог рассматривать любые вопросы, касающиеся организации и деятельности подведомственных ему наркоматов и других ведомств, заслушивать отчёты руководителей и вносить соответствующие предложения.

Совет Народных Комиссаров МАССР подчинялся высшим органам государственной власти автономной республики и одновременно находился под значительным влиянием Совета Народных Комиссаров РСФСР, который осуществлял постоянный контроль за его деятельностью.

В Конституции МАССР 1937 г. можно выделить статьи, подчеркивающие достижения автономии. Это свидетельствует о стремлении к обеспечению прав и свобод мордовского народа.

Статья 89 закрепляет равноправие всех граждан, независимо от их национальности и расы, во всех сферах хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни, что является важным шагом к социальной справедливости общества.

Статья 110 Конституции СССР 1936 г., а также статья 77 Конституции МАССР 1937 г., гарантируют право выступать в суде на родном языке, а для лиц, не владеющих мордовским (мокшанским, эрзянским), русским языками, происходит полное ознакомление с материалами дела через переводчика. Данные юридические источники подчеркивают важность языковых прав для обеспечения справедливости и доступа к правосудию.

Статья 87 Конституции МАССР закрепляет, что «обучение в школах осуществляется на родном языке». Это способствовало сохранению языка и культуры среди молодёжи и свидетельствовало о стремлении сохранить культурную идентичность мордовского народа и уважение к языковому разнообразию.

Последние две статьи Конституции МАССР (статьи 110 и 111) посвящены государственным символам – гербу и флагу, которые повторяют символику РСФСР, но дополнительно содержат надписи на мордовском языке, что подчёркивает мордовскую идентичность и автономный статус республики в составе РСФСР.

Конституция Мордовской АССР 1937 г. представляет собой значимый исторический документ, который отражает идеологические и политические установки своего времени, а также стремление к обеспечению прав и свобод граждан. Достижения автономии, закрепленные в этом документе, остаются актуальными и в современности.

Не стоит забывать, что Конституция Мордовской АССР 1937 г. являлась важным документом, который отражал как достижения, так и ограничения своего времени. Она служила основой для дальнейшего развития автономии и защиты прав мордовского народа в рамках советской системы.

Важно учитывать то, что Конституция была принята в условиях политической репрессии и укрепления тоталитарного режима. Несмотря на декларируемые права и свободы, реальная ситуация могла существенно отличаться от прописанных норм.


Е.А. Базарова, научный сотрудник отдела современной истории


Вернуться к списку новостей
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")