Середина XIX века в России ознаменовалась кризисом феодальной системы. Крепостничество стало тормозом в развитии промышленности и торговли. К тому же нарастание крестьянских бунтов указывало на то, что крепостной строй – это «пороховая бочка» под государством. Понимая, что отмена крепостного права стала просто необходима, Александр II принял решение начать подготовку реформы. Новая крестьянская реформа должна была решить проблемные вопросы крестьянства в России.
В январе 1857 года был создан Секретный комитет по крестьянскому делу для подготовки реформы по освобождению крестьян, в который вошли приближенные к царю лица. В 1858 году подобные комитеты были образованы во всех губерниях, в том числе в Симбирской, Пензенской и Тамбовской. Внутри губернских комитетов между помещиками не было единого мнения об условиях отмены крепостного права. Реакционных позиций придерживался помещик Темниковского уезда князь Н. И. Енгалычев, либеральных — представитель Саранского уезда титулярный советник Н. К. Кузьмин, предлагавший оставить крестьянам ту землю, которую они имели до реформы.
Так, после значительных доработок проектов губернских комитетов 19 февраля 1861 года Александр II, в шестую годовщину своего восшествия на престол, подписал манифест об отмене крепостного права и утвердил «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Уже 5 марта того же года в городе Москве и Санкт-Петербурге, а затем в других городах манифест был зачитан народу. С момента публикации закона помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью помещика. На территории современной Мордовии свободу получили более 283 тысяч помещичьих крестьян. Однако свобода была ограничена: не отменялись сословный суд и телесные наказания. К тому же, согласно реформе, крестьяне получали лишь личную свободу и право распоряжаться своим имуществом, а помещики всё же сохраняли все принадлежавшие им земли, хотя были обязаны на условиях выкупа предоставить крестьянам усадебную и надельную землю.
Закон признавал такое состояние временным, поэтому такие крестьяне назывались временно обязанными. Отношения между помещиками и крестьянами регулировались уставными грамотами.
Процесс выкупа земли крестьянами состоял в том, что 80 % стоимости земли крестьяне могли выплатить за счёт взятой на 49 лет у государства ссуды с выплатой ежегодно 6 % годовых, остальные 20 % выплачивали самостоятельно. В среднем выкуп 1 десятины земли (1,09 га) равнялся 38 руб. 2 коп. Бывшим помещичьим крестьянам за 49 лет пришлось выплатить государству и помещикам по 109 руб. 8 коп за каждую десятину, т. е. почти в 3 раза больше установленной стоимости земли. К тому же до выплаты выкупных платежей за надел крестьяне были обязаны платить помещику оброк или выполнять барщину.
После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако полным собственником становился лишь после выплаты всех выкупных платежей.
Восторженность, с которой был встречен выход Манифеста, вскоре сменилось разочарованием. Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «временно обязанных». Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землёй. Наиболее серьезные волнения крестьян имели место в первой половине 1861 года. Наибольшим упорством отличались волнения в Казанской, Пензенской и Тамбовской губерниях. Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния), были использованы войска. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений. Однако к лету 1861 года волнения пошли на убыль. В фондах музея хранятся документальные материалы, свидетельствующие о протестном крестьянском движении Мордовского края, развернувшемся с весны 1861 года.
Последствия крестьянской реформы 1861 года оцениваются отечественными историками по-разному. Большинство из них сходится на мнении, что крестьянство было обмануто, поскольку отмена крепостного права проводилась помещиками в своих интересах. В связи с этим стоит привести слова поэта-революционера Н. П. Огарёва, чья жизнь тесно связана Мордовским краем. Неоднократно выступая с протестом против условий освобождения крепостных, он писал в знаменитой газете «Колокол»: «Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут».
Что касается последствий отмены крепостного права для дворянства, то они проявились позднее. В первые годы некоторые дворяне разбогатели благодаря выкупным платежам, сумма которых значительно превышала реальную стоимость земли и повинностей, подлежащих выкупу. Но правительство, имевшее мало денег, выдавало крестьянам ссуды в виде государственной ренты, которая сразу же была выброшена на рынок и потеряла почти половину своей стоимости. Следовательно, приток денег дворянам иссяк.
Другие помещики, лишенные крепостного труда, которым они привыкли пользоваться по своему усмотрению, в новых условиях были не в состоянии обрабатывать свои владения и закладывали их под залог в Дворянский банк. В дальнейшем некоторые их владения были конфискованы их кредиторами. Многие имения дворян переходили в руки разночинцев.
В целом, каковыми бы ни были последствия и ошибки при проведении отмены крепостного права, реформа способствовала новому шагу вперед в социально-политическом и экономическом развитии России.
Е. Н. Шитов, заведующий сектором МРОКМ им. И. Д. Воронина