Цветовая схема:
Размер текста:

Из научного архива музея (часть 7)

Архив

Продолжаем листать страницы отчётов Мордовской этнографической экспедиции. Сегодня наш путь лежит в Мордовское Давыдово (Давыдвеле, Дауд веле) – эрзянское село Кочкуровского района МАССР.

Участник экспедиции Т.П. Смирнова приводит легенду о трёх братьях – основателях трёх селений: «Жили три брата-мордвина. Давыд был рыбаком, Налит – плотником, Сабан – хлебопашцем. Первый поселился на горе, где протекала Сура, второй осел там, где была плодородная земля, третий – за Сурой. Где было много лесов. Три брата основали три деревни: Давыдово, Сабаево и Налитово» (переименовано в 1966 году в Пуркаево в честь уроженца села генерала М.А. Пуркаева).

«Деревня расположена недалеко от Суры. Местность холмистая, рядом есть лес. Население – мордва-эрзя. Расположено на реке Умыс, в 26 км от районного центра и 7 км от железнодорожной станции Качелай. Название-антропоним: от имени основателя населенного пункта Давыда; в переписи мордвы Алатырского уезда (1624) упоминается крещёный мордвин из Темниковского уезда Давыд Покаин. С Мордовским Давыдовым сливается Русское Давыдово, русское население которого понимает по-эрзянски. Здесь часты смешанные браки. Самая старая улица села – «ташто порядка» («старый порядок»)». Таким увидела старое эрзянское село начинающий этнограф Тамара Павловна Смирнова.

Передадим слово руководителю экспедиции В.Н. Белицер: «В селе 250 домов, обследовано 100. Преобладают деревянные срубы (98), расположенные 3 – 2 окнами на улицу. Дома стоят перпендикулярно к улице, все без фундамента, на столбах. Крыши стропильные двухскатные (49) и четырёхскатные (51), покрыты соломой (59), тёсом (31), толем, шифером, железом (1), щепой (1), корьём (1). Преобладают двухкамерные дома без крыльца и вход сбоку дома. Без подвалов и мазанок 72 дома, у 81 имеются резные пропильные наличники. Большинство домов (85) без палисадников. 97 домов имеют бревенчатые или тесовые сени. Погреба в виде шалашика или ямы есть у 88 домов. План всех изб средневеликорусский: печь стоит при входе справа или слева. Бани курные, имеются почти у всех. Колодцы срубные с журавлём, грунтовые воды здесь близко.

Саманные избы здесь есть как исключение, в основном все из брёвен. В пазах мох, кудель. Изгороди плетнёвые. Плотники здесь свои, много их и в Сабаеве. Полы в избе и в сенях деревянные, настилаются низко, на 3 – 4 венца. Много пятистенных домов, в которых имеется изба и горница. Отдельно от избы стоит подвал или мазанка из самана. Почти все избы перегорожены голландкой, которая вместе с дымоходом образует арку. Полати имеются почти во всех избах, на расстоянии 40 – 50 см. от потолка, но на них уже не спят, а только хранят одежду. Почти все избы топятся «по-белому» (курные исчезли лет 60 назад). Опечек деревянный, печи кирпичные. В красном углу много икон».

Этнографами были осмотрены и окрестные населённые пункты. В отчёте фиксировалось всё, что привлекало их внимание. Вот, например, описание и назначение подвала в селе Качелай:

«Подвал из брёвен. Высота по коньку 230 см, глубина от земли 94 см, ширина 300 см, длина 230 см. С поверхности имеется лесенка для спуска, в крыше квадратное отверстие. В подвале имеется кровать и различные хозяйственные вещи: чемоданы, велосипед, рыболовные принадлежности. Имеются подвалы, выложенные из камня, углублённые с землю на 1 – 1,5 м. Большая часть подвалов состоит из двух отделений. Первое служит для спанья, второе для хозяйственных нужд. В подвале спит молодёжь, молодые брачные пары. Раньше были нары, а в настоящее время молодёжь спит на кроватях с постельными принадлежностями: одеяло, простынь, пододеяльник, подзор и пр.».

Интересны сведения о состоянии местной медицины: «В селе имеется медпункт и родильное отделение на 2 койки. Обслуживают больных сестра, акушерка и санитарка. В день бывает до 10 обращений за медицинской помощью (в летние месяцы в основном с ушибами). Если в 1947 году на учёте с трахомой здесь состояло 120 человек, то к настоящему времени она полностью ликвидирована. В избах и банях уже не родят, а идут сюда. При тяжёлых родах отправляют в больницу села Сабаево за 3 км».

Обширная подборка сведений посвящена обычаям и обрядам, а также религиозной характеристике местного населения:

«По своей религиозной принадлежности жители Мордовского Давыдова православные, сектантов нет. Действующая церковь в 45 км, в Саранске и в русском селе Марьяновка за 30 км в Большеберезниковском районе.

Дети все крещёные; раз в 5 недель в село приезжает священник отправлять требы: крестить или причащать. Венчаются все по-церковному: после регистрации и запоя едут венчаться.

Когда родится ребёнок, на 3 – 5 день зовут родственников и знакомых на «салму». «На зубок» несут яички и прянички. После угощения все произносят молитву-пожелание:

Дай бог, чтобы рос ребёнок,
Был бы счастливым человеком,
На людях был бы разговорчивым,
Мать и отца называл бы (почитал),
Деда с бабкой (тоже).

«В Мордовском Давыдове знают Шкай Паса, Юртаву (хозяйку дома), Ведяву (хозяйку воды), Верепаса (главного бога). Обращаясь к богу, говорят: «Пастян гать!» («господи!»), «Пащанга!» – остатки язычества.

При строительстве нового дома под матицу кладут монету, обёрнутую в шерсть, для того, чтобы хозяева жили богато и имели много скота. В центре сруба сажают рябину, которую приносят из леса, когда идут за мхом (для утепления сруба). При переезде в новый дом забирают с собой домового – Юртаву. Хозяйка идёт в подпол, берёт в тряпочку земли из-под красного угла и переносит в передний угол подполья нового дома – это и есть Юртава. На новоселье соседи и родня дарят хозяевам кур (символ плодородия). После отёла коровы зовут гостей есть творог как благодарность за полученный приплод.

На Новый год молодёжь поёт «Таусень»:

Таусень – дома хозяин? 
Таусень – нету дома хозяина! 
Таусень – куда ушёл хозяин? 
Таусень – на базар ушёл! 
Таусень – зачем на базар ушёл? 
Таусень – топор купить, 
Таусень – дрова рубить! 
Таусень – зачем дрова? 
Таусень – печку топить! 
Таусень – зачем печку топить? 
Таусень – брагу варить! 
Таусень – зачем брагу варить? 
Таусень – Таньку сватать, 
Таусень – Ваньку женить!

Под Рождество раньше дети ходили по домам петь мордовские колядки:

Каляда! Пусть уродится хлеб на полях! 
Каляда! Солома чтоб была, как оглобя! 
Каляда! Зерно, как красное яйцо! 
Каляда! Тупором, тапором 
Давай, уляш (тётка), пирог! 
Если не дашь пирога, 
Пусть родится у тебя шелудивый сын, 
Чтоб по полкам шарил 
И чтоб утонул в кадушке с водой!

В среду на четвёртой неделе Великого поста пекут кресты. Запекают в них уголь, деньги, крест и загадывают: кому деньги попадутся – разбогатеет, кому крест – будет страдать.

В день проводов весны (первое воскресенье после Троицы) здесь бытует обряд «Пляши, кукла». Молодёжь ходит в лес, где пляшет и веселится. Впереди толпы идут девушки, закрытые ветками. Раньше это были ряженые: невеста, парень-девушка. Их угощают, а они пляшут:

Катя, Катя, Катенька,
Головёнка гладенька.
Носит шляпу на ухе,
Перчаточки на руке.
Катя идёт берегом,
За ней идёт парень молодой,
Велит Кате подождать.
Ждала-ждала – не дождалась!

На Вознесенье пекли из теста «лесенки» и ходили в поле с пожеланием, чтобы рожь была высокая. «Лесенки» относили и на могилы».

Из обрядов аграрного цикла в селе сохранился обычай моления о дожде. Помнят здесь ещё опахивание и «завивание бороды»:

«Когда долго нет дождя, обливаются водой, обливают прохожих, плотников, ставящих сруб, и пр. На Вознесенье у родника «Карг лисма» («Журавлиный родник») было моление о дожде. В настоящее время на родник ходят и на Николин день. В 9 км от Мордовского Давыдова есть маленький родник «Будда», расположенный близ русской деревни Буды, Когда-то там была часовня, а теперь совершают моленья о дожде».

«Опахивание помнят и говорят, что оно было лет 60 назад. В прежнее время пахарю, выезжающему первый раз в поле, давали пару яиц, которые он съедал после молитвы перед вспашкой первой борозды.

После жатвы проводили обряд «умань сакал» – «борода загона»: на полосе оставляли несжатую рожь, которую завязывали в три кустика, в середину клали хлеб – дар Розьаве (под Розьавой понималась рожь с чёрной головкой, с большим чёрным колосом)».

Большая подборка сведений посвящена похоронным и поминальным обрядам мордвы-эрзи, наиболее хорошо сохранившимся из числа архаичных обычаев:

«Кладбище расположено вблизи села. Обнесено забором с воротами. Здесь растут деревья, кресты деревянные, с родовыми метами «тешкс». Родственников хоронят в одном месте.

Когда на кладбище роют могилу, то загадывают: бросают медную монету. Если она упадёт орлом, в семье будет благополучие, никто больше не умрёт.

Хоронят на 3 день. Мерку от гроба кладут в могилу. Щепки от гроба и посуду, из которой обмывали покойника, раньше бросали в особом месте далеко от дома. Теперь это не выполняется. Носилки, на которых несут гроб, раньше оставляли на кладбище, а теперь уносят с собой или отдают бедным на топливо. Раньше в гроб клали деньги и полштофа водки

После того, как могила засыпана землёй, какой-либо старик проводит лопатой круг, очерчивая стоящих на могиле, и внутри чертит крест. Цель обряда неизвестна. Когда делают черту, старуха с полотенцем в руках причитывает:

Пусть тебе будет основа железным забором,
А уток – железной крышей.
В сильный ветер встань за железный забор,
А в сильный дождь встань под железную крышу,
Чтобы не промокла одежда –
Печки ланго там нет, и негде сушить.

Поминальные дни: вторник после Пасхи, Троицкая суббота, Петров день, Дмитриева суббота, Воздвиженье.

До 40-го дня в красном углу бывает развешана одежда умершего: рубаха, платок, штаны и пр., после всё отдают нищим. На помин 40-го дня на могильный крест вешают полотенце. Во время поминального обеда для умершего ставят чашку и кладут ложку».

Особое внимание В.Н. Белицер, как обычно, уделяет анализу местного традиционного костюма. Здесь её выводы однозначны:

«Народный костюм вышел из быта. Отдельные экземпляры рубах «панар» и халатов «руця» сохраняются в каждом доме. Сюлгамы исчезли. Набедренное украшение с чёрной бахромой и разноцветным верхом здесь называется «пулай», его носили девушки и замужние женщины поверх рубахи. В будни ходили в рубахах, без руци. Руця являлась торжественной одеждой (в противоположность плахону у мокши), её надевали чаще замужние женщины в церковь, по праздникам, в гости. Девушки надевали руцю во время свадебного обряда «кашень ярцамо». На голове девушки носиле не «паця коня», как в Турдаках, а только платок. Раньше здесь носили передники «икельга паця» и головные уборы «косинка»: молодые красную, а пожилые белого цвета. Руцю подпоясывали зелёным покупным кушаком, концы заправляли по бокам. Лапти с хвостом уже бытуют редко, сапоги со сборами не носят. На груди носили бусы «сырнень эргть» и ёлочные бусы «тифтерь кайть», последними украшали и голову. Сюлгамо не носят, раньше были сюлгамы с подвесками «ёлдырдавкст».

В настоящее время панары и руци носят только свахи на свадьбе».

«Украшения пожилой женщины: «хрест» – крест на тесёмке поверх рубахи; «эрге» – бусы из разноцветного стекла; «пилекс» – самодельные серьги из монет».

«У жительницы села Н.А. Ледяйкиной хранится костюм, который у неё берут на свадьбы: панар и косинка. Панар ткала и вышивала её мать. Косинка из красного сатина с блёстками, цветными нашивками и плиссе из сатина на налобной части. Плиссе делают сельские мастерицы. Крепится косинка двумя парами завязок: зелёными шерстяными длиной по 40 см и красными сатиновыми с нанизанными на них бусинами из разноцветных ниток. Красную косинку надевали через 6 месяцев после свадьбы. Надевали её в доме отца поверх бабьей причёски «коколки». Поверх косинки повязывали платок, но ходили и без платка. В 35 – 40 лет начинали носить белую косинку».

Несмотря на то, что традиционный костюм перестал бытовать в обычной жизни даже среди старшего поколения, женщины села приготавливают его для себя в качестве «смертного»:

«Одежда «на смерть», подготовленная для себя Аксиньей Чемариной по прозвищу «Тузан Окся», 75 лет: панар с небольшой вышивкой коричневой и чёрной шерстью; руця с нашивками (панар и руцю она шила лет 8 назад). «Колпак» – волосник; белая косинка с отделкой из сутажа и несколькими красными бейками; платок «паця», которым покрывают голову поверх косинки (завязывают под подбородком). Икельга паця с красными нашивками; каркс, узкий кушак (тканая полоса с узорами «виде»). Два платочка (один затыкается за пояс, другой даётся в руку умершему). «Карькс» – оборы из х/б нитей длиной по 3 м.; «пильгапеть» – онучи конопляные белые для обёртывания икр; «пильгалкс» – онучи хлопчатобумажные для обёртывания стоп; «карть» – лапти без хвоста (раньше были с хвостом). Крест на ленточке. Вся смертная одежда должна быть нестираной».

На этом страницы отчёта, подготовленные В.Н. Белицер, заканчиваются, но наш этнографический экскурс в Мордовское Давыдово 1959 года будет продолжен. До встречи!

И.Н. Кудашкина, заведующая отделом этнографии

Фото.

1. Страница отчёта

2. Мордовское Давыдово. Фото Т.П. Смирновой. 1959 г. Источник: https://ok.ru/s.mordov/album/53240473452698/854229387162

3. Расчёсывание конопли. Село Мордовское Давыдово. Фото Т.П. Смирновой. 1959 г. Источник: https://ok.ru/s.mordov/album/53240473452698/854229370778

4. За прядением. Село Мордовское Давыдово. Фото Т.П. Смирновой. 1959 г. Источник: https://ok.ru/s.mordov/album/53240473452698/854229343130



Вернуться к списку новостей