Цветовая схема:
Размер текста:

Из научного архива музея (часть 6)

Сегодня мы вместе с руководителем Мордовской этнографической экспедицией В.Н. Белицер отправимся в долгое путешествие по мокшанскому селу Старое Дракино (Сире Драка). Оно было основано переселенцами из села Нароватово Темниковского уезда Тамбовской губернии около 1670 года и расположено в 30 км от райцентра Ковылкино на реке Сеитьма.
«Здешняя мордва была казённая. Рядом имеются русские деревни Самоволовка, Казённый Майдан, Буда, где жили руские барские крестьяне. Всего в селе три основные улицы: Оцю веле (Большая улица), Сире веле (Старая улица), Шей веле (от мокшанского «шей» – «осока – улица, идущая вдоль реки). Преобладает уличная двухрядная застройка.
Из 350 домов было обследовано 100. Избы срубные, на столбах, в 2 – 4 окна на улицу. Крыши четырёхскатные, 80 домов крыты соломой с продольными слегами, без глиняной обмазки. Избы двухкамерные (сени + изба), с крыльцом на улицу, с плетнёвыми дворами. 80 домов имеют орнамент на наличниках, 64 дома без палисадников, 35 домов имеют бани. Рядом с избами ставят и мазанки, которые покрывают дёрном.
Большинство изб без полатей. «Потмар» (ящик для посуды) делают под шестком (ровная площадка перед устьем печи) в виде полочки. Печи кирпичные, их делают на столбах, под которыми остаётся свободное пространство. «Кершпелем» здесь называют широкую лавку, которая стоит на месте настоящего кершпеля».
«Сени плетнёвые. Бревенчатые сени делают из старых изб: в районе мало леса. Бани здесь существуют издавна, как говорит 94-летний старик. На его памяти всегда мылись в банях, а вот в русском селе Буда мылись в печах. В Шадыме бани – явление новое, старожилы ещё помнят, что мылись в печах». В.Н. Белицер предполагает, что отсутствие бань – русское влияние, т.к. в селе Шадымо-Рыскно живут переселенцы из русского села Рыскино».
«Бани в селе Старое Дракино имеют плетнёвый предбанник с земляным полом. Печь каменка, но чаще кирпичная, топится по-чёрному. В той бане, где мы мылись, устье печи было обращено к входу.
По сообщению стариков курные избы исчезли лет 70 назад. Однако, по материалам. Н.И. Спрыгиной, отдельные курные избы ещё существовали в 1930 г. Голландки появляются с того времени, как появляются печи с трубой, так как печь «по-белому» слабее греет.
Плотники в селе были свои, хотя приходили плотники и из села Алькино».
В.Н. Белицер с видимым удовольствием отмечает сохранившиеся обряды:
«На Сеитьме обливают водой, когда стоит засуха, чтобы пошёл дождь. В селе около реки имеется источник – ключ, который бежит из-под горы. Он называется «кередеши» и славится целебными свойствами. На роднике есть часовня. В 1959 году, когда не было дождя, ночью к этому роднику ходили молиться».
«В воскресенье после Троицы проходят «Проводы весны». Днём девушки идут на луг за деревню, где пляшут под гармонь. Все одеты в праздничные наряды, на головах венки. В данном селе девушки не танцуют, а только пляшут «барыню», «цыганочку», «елецкого». Парни приходят на луг после обеда. Под вечер бросают венки в воду, гадают: если поплывёт вверх цветами, то умрёшь, а если к берегу пристанет, то из этого места будет жених.
Вечером девушки и парни идут по селу с песнями, в некоторых местах останавливаются, поют частушки и пляшут. Коня здесь не делают, ряженых тоже нет».
«Авань поза» («бабья брага») – особый женский праздник в пятницу после пасхальной недели. По одним рассказам, в приготовлении браги участвуют по 30 дворов, по другим – брагу приготовляют по улицам, по 2 дома, да ещё по отдельным сторонам улицы: пить её приходят все желающие. Того, кто отказывается варить брагу, осуждают.
В дом, где хозяева готовят «авань позу», соседи приносят муку и сырое яйцо в плошке. Яйца идут хозяевам и старухам, которые варят брагу (готовят её к воскресенью). После молитвы хозяева ставят старухам угощение. В плошке зажигают свечи «штатолы» в количестве 5 (или 3) штук. Штатолы раньше всегда перетапливали из свечей, которые зажигали во время всенощной в Великий четверг, теперь же привозят из Москвы.
После окончания праздника наливают кувшин браги и несут в дом, где будут варить «авань позу» в следующем году. Там её выпивают и ужинают. По словам информатора, бабы в понедельник брали плётку и ходили хлестать мужчин, прогоняя их на работу».
Некоторые пережитки древней обережной магии участники экспедиции наблюдали лично:
«В селе сохраняется, как и в Верхиссах, обычай вешать лошадиный череп около пасеки чтобы пчёлы лучше роились и в предохранение от сглаза.
В Старом Дракине М.М. Санников (один из художников группы) увидел на шейном шнурке у девочки рядом с маленьким медным крестиком ещё привешенные косточки курицы. На вопрос: для чего? бабушка ответила: «Как курочка рано встаёт, так чтобы и девушка рано вставала и хорошо работала». «Я видела старушку, у которой на шейном шнурке рядом с крестом висели раковины. На мой вопрос: для чего это делается, она ответила: «Чтобы никто не сглазил, не наслал болезни».
Ткачество в селе ещё сохраняется, но постепенно отходит на дальний план сферы занятий женщин: «В некоторых домах мне встречались на образах полотенца из х/б ниток с тканым браным узором. Сейчас такие не ткут. Ткацкий стан здесь мокшанского типа. Конопляные нитки стали редкостью. Ткут из белых х/б ниток, которые покупают в Москве на фабриках у спекулянток по 50 рублей за килограмм. Ширина холста 38 – 39 см. В день можно наткать 5 – 6 метров. Чтобы отбелить, его мочат в реке и стелют на лугу, толкут в ступе «шовар» пестами «питькельне». Когда холст отбелён, его бьют колотушками».
Так же скрупулёзно, как в Новых Верхиссах, В.Н. Белицер изучает традиционный костюм, сравнивая старый, не сохранившийся, и новый, современный: «Женский национальный костюм продолжает широко бытовать. Он изменился по сравнению со старинным костюмом. Узкие холщовые штаны «понкст» продолжают носить и женщины, и девушки. Когда ходят босиком, то штаны выпускают из-под рубахи и они опускаются почти до щиколотки.
Рубаха «панар» изменила свой первоначальный вид. Хотя крой её и цвет остались прежними, изменился материал. Некоторые шьют рубахи из бязи, а модные девушки-щеголихи – из белого штапеля.
Вышивкой украшается только подол и спина (продольными полосами). Рубахи с продольной вышивкой по рукаву уже не помнят. Некоторые вшивают цветные широкие рукава со сборкой по плечу с нашивками из кумача. Рукав у кисти не вышивается, а собирается в сборку и пришивается оборка. Этим они напоминают русские рубахи. На будничных панарах нет «петькс» – окантовки подола. Рубаху носят высоко подобранной, с большой пазухой, при одевании зад рубахи должен быть ниже переда.
Ворот старинной рубахи имел овальный или треугольный большой вырез, который закалывался сюлгамой. Теперь сюлгам уже не помнят, закалывают ворот английской булавкой.
Передник с рукавами «сапоне» делают из сатина (будничный – из ситца). Молодые носят красного и розового, а старые синего цвета. Старинные «сапоне» шили из розовой пестряди. «Сапоне» украшают нашивками из кумача, на праздничные нашивают «петькс» из лент и галуна, на подоле и плечах пришивают оборки. Если «сапоне» имеет рукава из ситца другого цвета, чем перед, то называется уже «рукават».
«В настоящее время женщины на голове носят два платка. Обычный белый «руцене» повязывают на волосы, концы завязывают на затылке и выпускают из-под верхнего платка, так же как узкую полоску на лбу. Верхний платок «руце» обычно красный шерстяной, шёлковый или сатиновый. Края его обшиваются блёстками или сутажем. На двух противоположных концах пришиваются кисточки из бисера и ниток «руцень сёкане». Завязывают его наподобие чалмы. Девушки заплетают волосы в одну косу, иногда в две. Замужние всегда заплетают две косы».
«В качестве рабочей обуви у женщин и девушек сохраняются лапти и белые онучи. Ноги толстые и ровные. Носят шерстяные наколенники «кеме цюлкат». По праздникам девушки носят сапоги гармошкой «кеметь», на голенища надевают украшения из полосы материи с нашитыми белыми пуговицами – «кеметь питькс». Сейчас ещё есть специалисты, которые умеют шить такие сапоги на заказ. Их стоимость 450 – 500 руб».
Комплекс современных украшений В.Н. Белицер перечисляет на примере костюма заведующей библиотекой Марии Петровны:
«Из нагрудных носят: шейное ожерелье из трёх ниток крупных и мелких бус и серебряных монет «кёргавакс»; гайтан из черного и белого бисера с крестом (у молодых с бисерной подвеской) длиной до 92 см «крёскальне»; разные бусы (чаще ёлочные) «ожнат»; редкое бисерное украшение «щюрхне» и чересплечное парное украшение, надеваемое крест-накрест «кич кёрхт» из двух рядов медных цепочек с черным и белым стеклярусом и медными бляхами.
Поясные украшения крепятся на поясе из разноцветных ниток «каркс» шириной 1,5 см. Он сплетён на 12 дощечках (умеют плести лишь немногие женщины). Концы его завязаны красивым узлом «сюркс пре». Кисти из разноцветных ниток с пуговицами на концах пояса называются «каркс сёконе». К кистям пришита бахрома из синих, красных, жёлтых и зелёных ниток длиной 14 см «катонь пулонь сёконят» («из кошачьих хвостиков кисти»).
На пояс крепятся парные подвески «сёка» длиной 15 см из раковин, монет, пуговиц, бисера, бубенцов. Рядом с «сёка» расположены парные «каркс пи» длиной 40 см. Они состоят из плетёной тесьмы с нанизанными на медные стержни бусинами, пуговицами, бляхами. По краям нанизаны бубенцы. Подобные украшения делает специалистка, товар привозят из Москвы. Сделать «каркс пи» стоит 150 – 170 руб., «сёка» – 130 руб., поэтому некоторые делают их сами».
«Старинные головные уборы исчезли лет 60 – 70 назад (по нашему опросу 70-летние старухи уже не носили их). Информатор Камаева Аксинья Абрамовна, 70 лет, рассказала: «Невеста венчалась в одной рубахе и в шали. Когда молодая приходит из церкви, то на неё надевают до 6 рубах (она даже не может сесть). Этот обычай сохраняется и теперь. На голову надевали «ленпта» (ленту) – высокий головной убор, украшенный лентами, в котором она была на свадьбе. Замужние носили головной убор «панга».
«Пушки» с головным убором здесь не носили, так же, как и утиные перья «кудрят». Пушки носили в Пичурах и Ковылкине. «Тифкс» здесь носили очень редко, гораздо больше его носят в Алькине. «Кыргане» (бисерный воротник) и «цифкс» (ожерелье меньшего размера, чем «кыргане») исчезли из костюма давно, и молодёжь их уже не знает. Сюлгам носили очень давно. Удалось найти одно медное основание, многие его ни разу не видели».
«Верхнюю распашную одежду их холста здесь называли «мушкас», но она не сохранилась.
Раньше зимой женщины носили самотканые шерстяные онучи «сумань пракстат» длиной по 3 аршина (2,13 м) каждая. Портянки были из холста «руця пракстат», из шерстяных и конопляный нитей «пониток» в 1,5 аршина (1,07 м) каждая.
Прежде зимней одеждой была шуба «ор» из дублёных жёлтых овчин со сборами, которую подпоясывали покупным кушаком «каркс» с бахромой «сюролдат». Кроме шубы, носили кафтан из домашнего тонкого сукна такого же кроя «сумань». В дорогу поверх шубы и мужчины, и женщины надевали «чапан» из грубого сукна».
Перелистнув последнюю страницу отчёта, посвящённую мокшанским сёлам, мы с лёгкой печалью по прошлому покидаем Ковылкинский район: нас ждёт Мордовское Давыдово и гостеприимная эрзянская земля!


И.Н. Кудашкина, заведующая отделом этнографии

Вернуться к списку новостей