Цветовая схема:
Размер текста:

Из научного архива музея (часть 5)

Сегодня мы познакомимся с некоторыми традициями и особенностями костюма мокшанского села Шадымо-Рыскино (Везедне). Своим необычным названием оно обязано тому, что было образовано из двух населенных пунктов: деревни Шадым (по одноимённой реке) и села Рыскино (от дохристианского имени Рыска, которое обнаруживается в корне современной фамилии Рыскиных, бытующей здесь).

К сожалению, в папку «Отчёта» подшиты лишь те листы, где речь идёт о женском костюме, бытовавшем в селе, и аграрных обрядах. Поэтому воссоздать панорамную картину жизни шадымо-рыскинцев, как в прошлых очерках, посвящённых Волгапину, Новым Верхиссам или Старым Пичингушам, нам не удастся. Но не будем огорчаться и представим, что стали гостями на мокшанской свадьбе: именно свадебному костюму невесты посвящена большая часть данного материала:

«Невеста, идя к венцу, одевается очень скромно: белая рубаха с очень скромной вышивкой и цветная шаль, заколотая булавкой под подбородком. Украшений никаких не надевает, кроме обручального кольца.

По приезде из церкви в дом мужа молодушка переодевается в более богатый наряд, в котором остаётся в продолжение всего свадебного пира (3 дня). Она надевает 5 – 6 рубах (если богатая), победней – 2 рубахи, таким образом подтыкая их, чтобы «петькс» (нарядная тесьма, пришитая по пололу) одной был виден из-под другой.

Поверх рубах молодушка надевает специальный клетчатый фартук с рукавами «питькс сапоне» из пестряди своего изготовления розового цвета. На подоле его имеется широкий «питькс» – полоса из тесьмы. Спинка у него значительно короче, чем у обычного, на плечах и груди нашиты полосы кумача, на рукавах у кисти – воланы «лищаф». Сутаж, которым украшен фартук, здесь называют «кычкерне». Ворот обшит кумачом «кмач».

Молодушка носила такой «сапоне» по праздникам до рождения первого ребёнка. Подпоясывается зелёным кушаком (покупным).

Поверх «питькс сапоне» на плечи молодая накидывает шаль «алай рутя». Голову повязывает шалью, поверх которой крепится украшение «цвет» (повязку из ёлочных бус). Шаль имеет по углам специальные кисточки «цёконе», которые после заматывания спускаются по бокам несколько выше ушей; кроме того, шаль обшивается «плёска» – блёстками.

На груди многочисленные бусы. В ушах молодая носит специальные серёжки под названием «лапка пилькс», они значительно длиннее обычных серёжек и состоят из монет (нам видеть не пришлось). Такие серьги, как и «питькс сапоне», носят до рождения ребёнка». По-видимому, в современном В.Н. Белицер свадебном костюме подобные серьги уже были заменены обычными покупными.

«Невеста зимой венчается в чёсанках, а летом в сапогах с «гармошкой» «кеметь». После свадьбы молодые стоят в избе около печки и все приходящие им кланяются. Невесте кладут на поднос мелочь».

Далее следует характеристика устаревших элементов в комплексе женской одежды: «В настоящее время девушки и женщины уже не носят сюлгаму, она сохраняется как заколка у старух. Женщины до 40 лет носят бисерное украшение «щюрхне» (как в Кочетовке), прикрепляя его на грудь под бусы».

«Термин «мышкас» для верхней холщовой одежды в Шадыме не употреблялся. Термин «плахон» здесь известен, однако носят его редко. Его надевают зимой на рубаху под шубу и поддёвку с той целью, чтобы рубаха не пачкалась. Надевают «плахон» и летом при пыльной работе (например, при веянии зерна, при чистке тока и пр.). Поверх «сапоне», который бывает у молодых красного, а у пожилых зелёного или синего цвета при работе женщины надевают холщовый передник – фартук с грудкой».

«Прежде женщины здесь носили белые онучи, конопляные оборы «карькс» и липовые лапти «карь», сплетённые из 5 – 6 лык. На колени надевали «цюлка сёрмат» обычного вида».

«Старинная одежда, вышедшая из моды, была «ор» – шуба жёлтая нагольная с оборами».

Что же осталось принадлежностью сельской моды 1959 года? «Теперь носят поддёвки «поддёвкат», крытые чёрным фабричным сукном. Широко распространён зелёный покупной кушак, которым женщины подпоясывают поддёвку. «Понкст» – штаны холщовые носят все женщины-мокшанки».

«На голове молодушки и девки носят цветную красную шаль «мази пангьфу», которую обёртывают вокруг головы наподобие чалмы. Под шаль непосредственно на голову повязывают белый платок «рте», кончики которого выпускают из-под шали. Поверх шали по праздникам девушки и молодки повязывают «цвет» – венок из ёлочных разноцветных бус, который делают сами».

В комплексе поясных праздничных украшений В.Н. Белицер отмечает «каркс – «узенький пояс, сплетённый на дощечках из шерстяных домашнего приготовления ниток; «каркс пи» («поверх пояса»)– украшение из раковин с бахромой в виде длинных парных подвесок. Поверх надевают «сёконе» – парные подвески с красной бахромой, более короткие, чем «каркс пи».

Из нагрудных украшений исследователь выделяет «ожнат» – белые бусы, которые надеваются непосредственно на шею; «кыргашт» – ожерелье с монетами; «керьксав с гореням» – ожерелье с пуговицами наподобие мелких бубенчиков».

Отмечает этнограф и возрастные различия в одежде: «Девушки «питькс сапоне» и «лапка пилькс» не носят. Головной венок «цвет», нагрудное украшение «кыргавакс» и поясные украшения «каркс пи» носят девушки и молодые женщины до рождения ребёнка. Наколенники «цюлка сёрмат» носят как девушки, так и женщины».

Исходя из увиденного, В.Н. Белицер делает вывод: «Следует отметить, что в Шадыме народный костюм среди женщин продолжает бытовать. Он такого же типа, как в Кочетовке. В сёлах Новые и Старые Верхиссы народный костюм был такого же типа, но сохранился менее».

Небольшая заметка посвящена сохранившимся ещё отголоскам некогда обширных аграрных обрядов: «После окончания жатвы завязывали несжатую горсть колосьев и клали на землю кусок хлеба. Считали, что это делали для Николая угодника. Звали эти колосья «бородкой Николая чудотворца».

Выгоняли скот освящённой вербой, которую хранили перед иконами с вербного воскресенья.

Когда сеятель (обычно мужчина) возвращался домой после посева конопли, его угощали варёными яйцами. В настоящее время, когда конопляник стал колхозный, ритуальное съедение яиц происходит после посева рассады капусты».

На этом мы прощаемся с мокшанским селом, так и оставшимся для нас во многом загадкой, и с Инсарским районом, но не прощаемся с участниками Мордовской этнографической экспедиции. В следующий раз мы посетим Старое Дракино Ковылкинского района МАССР.

И.Н. Кудашкина, заведующая отделом этнографии

Вернуться к списку новостей