Цветовая схема:
Размер текста:

Из научного архива музея (часть 3)

Сегодня мы вновь вернёмся в 1959 год и побываем в деревне Старые Пичингуши (Сире Пиченьгуж, от мокшанского «пичень кужа» – «сосновая поляна») Ельниковского района МАССР. В.Н. Белицер описывает её так: «Деревня стоит на берегу Мокши. Имеется три улицы, застройка уличная двухрядная. Есть сады, много палисадников, улицы широкие, покрыты зелёной травой. Много деревьев, главным образом, вётел. В противоположность деревням коми-зырян дома не обращены окнами к улице. В деревне 95 жилых домов (110 вместе с клубом и пр.). Перед домами поставлено много каменных амбаров – «каменный утом». Имеются и «виходы» – подвалы. Раньше занимались смолокурением».

«Из 95 домов 75 деревянных. 69 домов поставлено на столбах, 21 – на фундаменте, 5 домов с заваленкой. Больше всего домов (53) с тремя окнами на улицу. Резные наличники есть у 46 домов. Крыши двухскатные у 58, крытые соломой (37), железом (32), шифером, толем, стружкой, тёсом. 53 дома двухкамерные (из них 12 сдвоенных). Вход в дома сбоку (65) и с улицы (39). Внутренний план избы средневеликорусский. Бани имеются у 49 домов».

«Дворы огорожены плетнём. Плетнёвые навесы и загоны называют «латалне», скотный двор – «кардыне». Колхозники топят печи дровами, а школу и сельсовет – торфом, который привозят из Ельников. На избах солома постепенно вытесняется шифером. Встречаются дома, разделённые на две части, оба хозяина имеют самостоятельные дворы, амбары и выходы.

В домах угол перед печью отделён перегородкой и называется «чулан». О конике, кершпелеле и потмаре не имеют представления, слышали только от своих бабушек и дедушек. Воду берут из реки и из колодцев, достают при помощи вала (ворота)».

Говоря о религиозной жизни, исследователь вскользь отмечает: «Церковь находится в селе Каменный Брод в 4 км от деревни». Несколько больше внимания она уделяет народным обычаям: «В деревне сохраняется до настоящего времени обряд опахивания. Его совершают в субботу на Пасху. Берут соху и проводят ею черту вокруг деревни. Соху везут девочки, а впрягается в соху вдова. Старухи идут впереди и поют молитвы. Опахивание проводят ночью. На перекрёстке дорог сохой делают круг и в нём крест, и разбивают в нём яйцо. После все идут в заранее предназначенный дом и обедают».

«Сохранились, да и то у старух, воспоминания о «Велань поза», приготовляемой всем обществом».

Особое внимание В.Н. Белицер уделяет костюму местной молодёжи и модным тенденциям: «Костюм здесь сохранился слабее, чем в Подгорном Конакове, хотя он такого же типа. Холст из конопляных и льняных ниток уже не ткут; кое-кто ткёт ещё из покупных ниток. Прядут только шерстяные нитки «пона сыре» на прялке-палке «пона лапа».

«Верхнее платье здесь, как и в Волгапине. Называют «сарафан». Он длинный, с рукавами и закрытым воротом. Выше бёдер начинается оборка, по линии сшива пришивается полоса цветной материи. У молодых сарафаны более ярких цветов, у пожилых – тёмные. Зад у платья обычно висит (в виде хвоста, такая мода). Нижнюю белую рубаху «панар» уже не видно. Поверх сарафана носят белый или цветной передник без грудки и без отделки – «фартук». На ногах туфли, чулки и поверх ещё носки (при летней жаре в 30 градусов так заведено здесь). На голове платки, косынки, газовые шарфы. Таков современный костюм девушки. В таком костюме девушки пляшут в клубе «страданье», «цыганочку», «елецкого», «барыню». Здесь танцуют некоторые, тогда как в ранее отмеченных деревнях только плясали, но не танцевали».

Заведующая отделом этнографии И.Н. Кудашкина

Вернуться к списку новостей