Продолжаем листать страницы отчёта руководителя Мордовской этнографической экспедиции В.Н. Белицер. Итак, 1959 год, Подгорное Конаково (м. Конак Веле) – древнее мокшанское село в Темниковском районе, расположеное в 10 км от районного центра. В «Общих впечатлениях о селе» Вера Николаевна отмечает: «В Конакове 187 дворов, в прошлом деревня, теперь здесь расположен сельсовет. Селение расположено узкой полосой, одной улицей в 1,5 км от Мокши, на довольно высокой возвышенности: с одной стороны гора, с другой – зеленая пойма реки. Бросается в глаза скученность жилых построек. Избы более высокие, чем в Ковылкинском районе. Дома деревянные, без обмазки. Плетнёвых дворов и заборов здесь нет, палисадники очень редки. Зелени в деревне нет. Крыши крыты щепой и тёсом, соломой реже».
«Из 100 обследованных домов 69 имеют резьбу на наличниках, у 30 есть бани. Избы высотой от 12 до 15 венцов, рублены «в угол». Материал – сосна и ель. Крыши четырёхскатные, на стропилах. Когда строят, сажают вишню (чтоб лучше жить), а когда настилают полы, выкапывают».
«Много кулацких каменных домов. Кирпичные печи стали класть, когда перешли на топку «по-белому». Печь отделена от прочей избы перегородкой. Пространство перед печью называется «чулан». План жилищ средне-великорусский. В избах имеются кровати за занавесками. В избах уже нет вделанного в стену коника, нет потмара, почти не знают кершпель (его здесь называют «левая сторона» и плохо помнят), полатей в большинстве домов нет».
«Здесь встречаются трёхраздельные дома, состоящие из двух с сенями посередине. С подобного дома нами снят план. Встречаются трёхраздельные постройки изба + сени+амбар. Кроме того, встречается дом-двойня: сын отделился от матери, причём изба его вплотную примыкает к избе родителей, а сени общие. Крыши на таких избах самостоятельные».
Интересные факты записаны исследовательницей о бытовавших на момент сбора материала обрядах: «После Пасхи старухи и мужики обходят вокруг деревни и проводят черту сохой (теперь заострённой палкой или небольшой сошкой). Берут с собой яйца. На перекрёстках делают из лучинок кресты. Говорят: «Железной сохой пашем, бороной бороним, нечистый дух не пускаем, уходи, нечистый дух!». После окончания опахивания подходят к часовне и молятся. Опахивают, чаще всего, в воскресенье вечером».
Сохранилось и применение оберегов среди наиболее уязвимых возрастных групп: «У маленьких детей и старух привешен на шнурке, рядом с крестом, кусочек зашитого дерева «тума» (дуба), якобы предохраняющего от грома и молнии».
Записала В.Н. Белицер и обрывки местных преданий, дающих представление об архаичных обычаях местного населения: «От И.Н. Фоткина записаны предания о том, что около деревни Конаково были липы, на которых когда-то хоронили стариков и старух, подвешивая их в корзинах или в лубе к священным липам. Позднее, уже на его памяти, приезжали односельчане с обедом и поминают здесь своих предков».
Отголоски древнейших форм погребения племенных вождей вместе с верховыми конями усматриваются в следующей устной легенде: «Рассказывают, что вблизи села жил богатырь, его могила была обозначена ешё недавно. Когда он умер, с ним похоронили коня. Коня не умертвили, а поставили ему чан воды и чан овса. Конь всё съел, а потом умер от голода».
Подробно описаны поминальные обряды. «Большая часть населения здесь верующая. Крестят детей, справляют праздники, крестятся. Умерших хоронят по христианскому обряду, отпевать возят в Темников. На поминки дома для умершего ставят чашку и ложку. Одна из старух берёт их и причитает: «Вот тебе, Ефимья/Василий чашка и ложка, не страдай, всё будет твоё, всё будет своё». На 40-й день после поминок с песнями ходят по селу для того, чтобы умершему было радостно. Поминальные дни: во вторник после Пасхи, в Троицкую субботу, в Дмитриеву субботу. Ходят на могилы и там обедают, собираются всем родом. На могилу носят брагу, вино, яйца, мёд, драчёны, блины. Драчёны пекут из пшёной каши, яиц, масла и муки. Всё выливают на сковороду и ставят в истопленную печь. Каждый родственник берёт обмазанный мёдом блин и поминает умершего».